+12 RSS-лента RSS-лента

На открытом уроке

Автор блога: Ханафи
Есть ли выход из круга?
Начался новый год с того, что каждая школа должна была разработать себе дорожную карту, этакий пятилетний план.
Недавно учитель начальных классов нашей школы Р.Ю. Анахаева рассказала мне, как возила детей на медико-психолого-педагогическую комиссию. И там произошел такой казус. Было это давно, повезла она на автобусе в столицу республики несколько учеников. В том числе Х. Перед ним члены комиссии разложили ситуативные картинки и спросили: ребенок шел мимо колхозного сада и нарвал яблок. У него через какое-то время разболелся живот. Его отвели к врачу, который выписал ему лекарство для глаз. Прав был доктор или нет? Ученик Х. вальяжно развалился на стуле и ответил: конечно, прав. Пусть лучше смотрит, что кушает. (Интересно само задание: почему сад колхозный, почему у ребенка спрашивают про работу врача?)
Я вспомнил этот случай потому, что принимал на этой неделе участие в семинаре «Эврики» «Подготовка работников образования, осуществляющих разработку и реализацию региональных программ повышения квалификации по тематике реализации направлений “дорожных карт” в субъектах Российской Федерации» и участвовал в общественных обсуждениях лучших практик реализации мероприятий «дорожных карт» субъектов Российской Федерации по обеспечению доступности и качества общего и дошкольного образования по направлениям, определенным в Указах президента от 7 мая 2012 года в Ростове-на-Дону. Был очень продуктивный диалог между участниками семинара. Дорожные карты – своеобразный тест системе образования для выявления реперных точек и возможность для каждой организации спланировать свой путь развития и преодолеть практику двойных стандартов. Интересный разговор состоялся в микрогруппе, где я участвовал с заведующими детских садов, при обсуждении проблематики заключения эффективного контракта. Стали обсуждать здоровье воспитанников. Обсуждение показало серьезное осознание руководителями садиков проблемы сохранения и укрепления здоровья как принципиально многофакторного процесса, во всех выступлениях подчеркивалась важность взаимодействия системы образования с системами здравоохранения, культуры, родительским сообществом в интересах сохранения и укрепления физического и духовно-нравственного здоровья учащихся. На мой вопрос, могу ли я как родитель заказать индивидуальный обед для моего ребенка, пока утвердительного ответа не прозвучало. В сентябре у директора школы много проблем, одна из самых трудных и важных – горячее питание. Как обстоят дела в других странах, что едят дети в школах Сиднея, Парижа, Берлина, Монреаля, Ханоя и Мариуполя, рассказала Кристина Фарберова http://www.the-village.ru/village/situation/abroad/131629-kak-u-nih-chem-kormyat-detey-v-shkolah-sidneya-parizha-berlina-i
В ходе общественных обсуждений лучших практик научный руководитель ИПОП «Эврика» Александр Адамский обратил внимание на ответственность учителя в продуцировании культурного опыта, на его умение самостоятельно давать оценки событиям, происходящим в науке, в жизни общества и т.д., сохраняя при этом универсальные ценности. Задача инновационных школ – сформировать инновационное поведение учащихся, от которого будет зависеть будущее страны. Человек должен знать, как работать не только с известным, но и как воспринимать неизвестное, так как жизнь будущих поколений коренным образом будет отличаться от нашего опыта. На то, что дети и само детство другое, обратили внимание Катерина Поливанова из Института образования НИУ ВШЭ, профессор, доктор психологических наук и профессор, заведующий лабораторией психологии развития Психологического института РАО, президент Международной ассоциации «Развивающее обучение» Борис Эльконин. Оба профессора выступают за необходимость внимательного изучения молодого поколения. Если К. Поливанова считает, что надо провести социальное картографирование с точки зрения создания условий для развития детей, а также описать индивидуальные практики семейного воспитания, школьного обучения и общения, в том числе в социальных сетях, и проводить уроки как детектив, как расследование, провоцируя класс на открытое обсуждение ситуации, то для Б. Эльконина важен поиск информации самим учеником. Современное поколение становится более самостоятельным, но, с другой стороны, его очень беспокоит, что хороших учителей в школах становится мало, сама система Эльконина–Давыдова переживает не лучшие времена, «грамотность убита не компьютерами, а преподаванием». Здорово, что ученик сам себе может сделать справку, и очень плохо то, что школа становится все дальше от детей и от родителей. Так ли это на самом деле, покажет будущее, на самом семинаре тоже не раз прозвучали слова о низкой подготовке наших преподавателей.
На этой неделе продолжились препирательства вокруг закона о РАН, приведшие к появлению в тексте постановления правительства многочисленных компромиссов, споры возникли из-за распоряжения собственностью и членства в «укрупненной» академии. Рядом с нашим городом находится поселок Нейтрино, где располагается Баксанская нейтринная обсерватория Института ядерных исследований РАН. Каждый день с Тырныауза отправляется туда на работу три полных людьми автобуса. И этих людей тоже очень беспокоит, что будет с ними, как они будут добираться на работу, не произойдет ли сокращение и т.д. Леонид Бершидский считает, что «Пока наших академиков, и объединенных, и обойденных реформой, больше интересуют статус и собственность, что не может не влиять на эффективность распределения средств, фундаментальную науку продолжат оплачивать те же американцы. У них тоже полно своих распределительных проблем, но денег больше, а система финансирования в целом прозрачнее и справедливее».
Александр Красичков, доцент кафедры радиотехнических систем электротехнического университета ЛЭТИ, пишет в своей статье, что Академия наук не должна быть такой замкнутой и консервативной. Огромная проблема ученых – вспомогательный персонал, младшие научные сотрудники.
Такой же проблемой являются для школ, садиков повара, нянечки, охранники, младший обслуживающий персонал, сторожа и т.д. Все понимают, что и этим людям нужна система переподготовки и достойная зарплата. Мы начинаем учебный год с обсуждения «дорожных карт» и критериев эффективных контрактов, будущее покажет, каков диагноз.
Всем ученикам, кого в тот день рассматривали на заседании комиссии, поставили диагноз «олигофрения», а нашему Х. – «бытовая запущенность».
Работать над собой и день, и ночь
На встрече с студентами ВУЗов КБР Президент Каноков А.Б. поделился формулой его жизненного успеха. Мне кажется это очень важно. «Как я уже сказал, я и сейчас студент, как и вы, - ответил глава республики. - Эту формулу надо искать всю жизнь, надо работать над собой и день, и ночь. С молодости я ставил перед собой цели, расписывал план на несколько лет вперед и шаг за шагом реализовывал его. Думаю, формула заключается в том, что мне всегда было интересно заниматься своим делом. Я люблю экономику, изучаю финансы. До сих пор с азартом отношусь к каждому проекту. С политикой дела обстоят иначе. Не могу сказать, что это приносит мне такое же удовольствие, но я вижу цель - мне хочется оставить хороший след в истории своей малой родины – Кабардино-Балкарии, и я буду все для этого делать».
Поделиться