Надо ли ловить кошку?

Автор
Опубликовано: 603 дня назад ( 3 ноября 2015)
Настроение: норма
0
Голосов: 0
Надо ли ловить кошку?

Не секрет, что образовательная система у нас считается консервативной, бюрократической и медленно развивающейся. Для развития необходимо, чтобы изменилась деятельность и появилась новая норма. Людей желающих заниматься инновационной деятельностью, не так много. Сейчас объявлены многочисленные конкурсы федерального, регионального, муниципального уровня на статусы инновационных площадок, проводятся многочисленные конференции по данной проблематике, но ажиотажа или людей массово участвующих в нововведениях, не так много. По моим подсчетам это не больше 25% коллектива. Чем же инновация привлекает или не заинтересовывает наших коллег? Большинство, конечно, не верит, что реально можно что – то сделать или изменить в школе. Другая часть знает, что чиновничество не позволит. Третья, не видит необходимости в новых неучебных результатах такой деятельности, которые еще и могут быть вредными или ненужными, с точки зрения управляющей структуры. Но самое главное «они хотят педагогического творчества, а на самом деле превратились в тренеров предметной подготовки».(Время перемен)
Мы в рамках нашей Эльбрусской переговорной площадки предлагаем коллегам продумать какие противоречия в образовательной практике заставляют отказаться от традиционного пути и начать поиск нового или из каких потребностей возникает необходимость в той или иной инновации.
Это ведь очень трудно отклониться от нормы к которой привык, менять привычный уклад жизни. Инновация непрерывный процесс создания, тестирования и внедрения новых идей, динамично меняющейся жизни. Но она не самоцель. Инновация процесс или результат? Если инновация дает результаты иные, чем зуновские, как ее оценить? А оценка результативности старыми методами может дать даже «негативный» результат. Мы предлагаем подумать каждому педагогу, ответить для себя, что такое результативность образовательной деятельности, что создается или изменится с учащимся к концу учебного года? Конечно, должна быть объективная оценка того, с какими знаниями выходит наш ребенок из школы, важно, чтобы эти знания оценивали не только учителя, но и родители, и сами дети, и независимые экспертные институты, те же журналисты.
. «Нетрудно свести лошадь к воде. Но если вы заставите ее плавать на спине - вот это значит, что вы чего – то добились.» (Первый закон Хартли). В этой связи последние результаты ученых за рубежом, о том, что лучший опыт или инновация не распространяется, а если и распространяется, то не дает особого эффекта любопытно. На мой взгляд это может быть верно с точки зрения знаниевой парадигмы, которая требует только хорошей памяти. Интересно, как до сих пор, вместо многочисленных итоговых процедур и олимпиад нет конкурсов по определению лучшей памяти. Но с точки зрения компетентностной парадигмы инновация заразительна и эффективна, в любом месте и в любое время. Весь вопрос во времени ее принятия. В культуре есть две системы: К.С. Станиславского и В.Э.Мейерхольда. Первая предполагает постепенное вживление в роль, вторая сразу мгновенно артисту надо перевоплотиться и сыграть героя. Это как с любовью: она может быть с первого взгляда, а может быть и не с первого. Хотел бы напомнить один из лозунгов 90 – х годов прошлого века, во время перестройки, демократы часто повторяли поговорку о том, что пропасть нельзя перепрыгнуть в два этапа, что не нужны переходные периоды. Либо ты сразу принимаешь инновацию и меняешь норму и деятельность, либо ты занимаешься профанацией. Не зря ведь самые эффективные проекты в мире обычно рассчитаны от силы на полтора года. Это знаете как с приемом лекарств: если тебе сразу не становится лучше, то лучше, наверное, прекратить прием. Большое количество инновационных проектов остается незавершенными или не дают ожидаемых результатов, потому что мы оказываемся неспособными внедрить данную инновацию. Что делать мне с этим с учителем, который формально работает по ФГОС, но на самом деле занимается ложной стандартизацией, «когда ученика подгоняют под образовательную схему, а не схему настраивают под ученика»? (Время перемен).
1.Ничего. Пусть дорабатывает как может, как привык. Тем более желающих работать на его месте не так много. Моя роль поддержать то, положительное, что в нем есть и не переставать вести диалог о важности новых результатов. Инновация начинается, прежде всего, с уважения личности ученика и учителя, трансформации традиционной модели отношений в школе. Если учитель не принимает этого всеми фибрами своей души, то бесполезно говорить о развитии. Не надо ловить темную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет.
2. Насильно заставить измениться (по времени сразу). Государство так и пытается делать через обязательные процедуры: систему повышения квалификации, через аттестацию со сдачей ЕГЭ и т.д. Александр Сидоркин, напомнил на прошлой Эврике, что раз ремни безопасности, которые ввели принудительно во всех странах спасают тысячи жизней автомобилистов, нужно заставить всех пристегиваться. Не всегда инициатива только снизу хороша, хороша может быть инициатива и сверху.
3. Показать несостоятельность старой нормы (по времени сразу, но процесс непростой и длительный);
4.Подвести к тому, чтобы он сам отказался от своих ценностей. ( Либерально, постепенно).
Те, кто много ездит, знает, что после приезда из стран, где качество жизни выше, не можешь привыкнуть какое – то время к нашим реалиям, хочется крикнуть окружающим, что мы с вами делаем, посмотрите, как мы живем!? «Что делать с братом моим согрешающим против меня?».
5. Попытаться убедит людей через предоставление необходимой информации, чтобы они стали помощниками. Уйдет много времени и сил.
6. Попытаться часть сотрудников вовлечь в само проектирование, только надо определить основную линию развития. Повышается ответственность людей за дело, но уходит также много времени и сил.
7. Один из эффективных приемов – это проведение переговоров с неформальными лидерами или группой учителей, с заключением соглашения. Письменный договор позволяет избежать конфликтов в будущем. Все честно и открыто.
Иногда приходиться использовать «марионеточные» методы, которые не всегда приятны. Это - манипулирование. Например, можно много говорить о положительных сторонах инновации и скрывать отрицательные, люди вовлекаются в проект, не представляя себе всех последствий. Учителя, привыкшие манипулировать детьми, сами легко поддаются на манипуляцию начальства. «Я сам обманываться рад». Другой вариант – взять в соратники высокопоставленных лиц. Это достигается путем их лжеучастия в проектировании инновации. Видя, участие и выступления начальства в мероприятиях проекта у коллег создается впечатление, что нововведение осуществляется под руководством и с согласия власти. Наконец, надо назвать метод явного или неявного принуждения, когда приходится заставлять принять инновацию под угрозой потери должности, работы и других благ.
Комментарии (0)
Поделиться