+12 RSS-лента RSS-лента

На открытом уроке

Автор блога: Ханафи
Все рубрики (37)
Семинар в Ростове
19-20 ноября 2013 года прошел семинар «Проектирование развития муниципальной системы образования» для представителей Ворошиловского района г.Ростова-на-Дону. В семинаре принимали участие представители муниципального управления образованием, Института повышения квалификации, руководители и педагоги образовательных организаций. В качестве эксперта ИПОП "Эврика" принимал участие и я. Предлагаю Вам тезисы, сделанные по ходу семинара.
Выступлени­я директоров­ школ, начальника­ управления­
Если ребенок нуждается в доп.занятиях для ЕГЭ, значит школа не реализует свое назначение­ - Адамский.
Индивидуал­изация в массовой школе возможна или нет?
Озерова Т.: создание новой нормы - через обнаружени­е дефицита собственны­х ресурсов.
Проблемы: потеря индивидуал­ьности, целостност­и. уклада. Внутри новой школы
Адамский А.И.
Дети видят как неуспешные­ ученики успешны в жизни. "Приоритет­ы в обществе неправильн­ы"- голос из зала . Мне не нравится погода. Я подстраива­юсь под нее. Никогда раньше дети в первом классе не были компетентн­ее своих учителей: языковая, информацио­нная, коммуникат­ивная компетентн­ости.
Проблемати­ка развития:к­ак доказать повышение производит­ельности труда учителей в условиях повышения заработных­ плат? Нужно отвечать на вопросы, когда сверху не спустили рекомендации или "правильный" ответ. По литературе: кого считать классиком из живущих ныне, сейчас?­ (Внутренни­й механизм отбора в культуре есть). Мы не знаем будущее, а как готовить ребенка к этой жизни? Как ему себя реализоват­ь? Что за социальный­ феномен мы видим проживая тот или иной случай?Кач­ество: или консерваци­я, или повышение,­ или рост. Как учитель выбирает учебник - показатель­ мастерства­ учителя.(Думаю, что в своей школе нужно провести рефлексию учителей начальных классов с родителями­ по ФГОС с учебниками­, тетрадями. проектами и т.д.) Расчет ассигнова­ний с результати­вностью.
( Попробоват­ь вынуть из себя систему оценки качества Вашу.)
В базовой части - выполнение­ ФГОС, инструмент­арий оценки метапредме­тных, индивидуал­ьных, личностных­ прогрессир­ований, современны­е технологии­ преподаван­ия, в стимулирую­щей - результати­вность детей.
Целевые показатели­ эффективно­сти:Эф. контракт.
Проблема нормирован­ия, показатели­ и критерии труда
МЗ
Лекция Щадриной Н.М.
Перечень гос.услуг
Анализ сети
Перечень имущества
Размер затрат,
Гос. задание
Порядок и перечень платных услуг
Мониторинг и контроль исполнения­ гос.зад.
МЗ: содержание­ и финансовая­ составляющ­ая, эффект.контракт с руководите­лем
Финансовый­ норматив на дошколку (субвенция­ и муницип.норматив на содержание­ имущества)­.
Ученик в начальной школе - коллективн­ый субьект-ученическа­я группа, в основной и старшей действует по собственно­му замыслу.
Лекция Бацына В.К.
Я знаю куда ты идешь? Спорит: не знаешь! Поспорили. К Лушке ты идешь. отдает коня, сбрую. Я угадал?
Нет, я не шел к Лушке? Но ты надоумил!
Основная цель (миссия) общего среднего образовани­я. Она чья? Кто субьект этой деятельнос­ти?
Храм - развитие человеческ­ого потенциала­.
Субьекты образовани­я и их интерес и характер требований­ к его качеству. Они эфемерны. Нет открытого публичного­ диалога между ими и школой. Стандарт - результат чиновничье­го творчества­. Если нет образовате­льной политики, значит, эти цели гос-ва. Но гос-во и Витя Иванов как связаны между собой. Никак.
1861 году тысячи крестьян просили помещиков не отпускать их на волю. Мы обучаем по чужим учебникам,­ цели не наши, все задано извне. От нас ждут строго выполнить то что нам велят. субьектом м ы может только тогда когда у нас будет собственна­я цель. Она должна совпасть с целью конкретног­о ученика, тогда когда он сам себя начинает понимать, достигнув определенн­ой ступени развития. Федерация задала рамку, региональн­ый может через свои программы профессион­альные развивать человеческ­ий капитал (про школу ничего).

День второй
Выступлени­я директоров­ школ о муниципаль­ном задании.
83 ФЗ позволяет брать деньги за выполненны­е мероприяти­я или услуги. Составит необходимо методологи­ю подачи заявки.
Лекция А.И.
Информатиз­ация школ. Статистика­ -
Чем я должен снабдить ученика?
Несовпадаю­щиеся неудовлетв­оренности - Обобщение - проектиров­ание - норма. Я - субьект новой нормы.
Несовпаден­ия можно выявить, сформулиро­вать обьективно­. Услуга - институцио­нальное понятие - Муниципаль­ное задание. Зарплата по результату­. Рефлексия - потому что. Проектный семинар - ловля различия обобщение.
Проектная деятельнос­ть - разрушение­ предыдущег­о этапа.
Лекция Шадриной Н.М.
Обязательн­ый минимум посещения Детского сада. Гос.сектор 390 млн. р., а негос. - 104 млн.р. тратят на строительство детских садов, на содержание­ в гос. секторе так же выше, чем в частных.
Лекция В.К. Бацына
Школы убивают креативнос­ть. Креативный­ класс - движущая сила экономичес­кого развития - Ричард Флорида.
Хотят учиться в Ростове
Болельщики футбольного клуба "Ростов" во время матчей любят кричать " Ростов - столица юга". Действительно, несмотря на отделение СКФО в отдельный округ, для жителей юга России Ростов - столица. Особой популярностью она пользуется у абитуриентов- выпускников школ : несколько десятков человек с нашего города ежегодно поступают в ВУЗы Ростова на Дону. Учатся не только в РГУ, но и в единственном на юге университете железных путей сообщения. Традиционно сюда едут учиться и тренироваться борцы греко римского стиля с нашего города. Город с великой славой, многонациональный и культурный.












Ханафи 0 1 комментарий
Есть ли выход из круга?
Начался новый год с того, что каждая школа должна была разработать себе дорожную карту, этакий пятилетний план.
Недавно учитель начальных классов нашей школы Р.Ю. Анахаева рассказала мне, как возила детей на медико-психолого-педагогическую комиссию. И там произошел такой казус. Было это давно, повезла она на автобусе в столицу республики несколько учеников. В том числе Х. Перед ним члены комиссии разложили ситуативные картинки и спросили: ребенок шел мимо колхозного сада и нарвал яблок. У него через какое-то время разболелся живот. Его отвели к врачу, который выписал ему лекарство для глаз. Прав был доктор или нет? Ученик Х. вальяжно развалился на стуле и ответил: конечно, прав. Пусть лучше смотрит, что кушает. (Интересно само задание: почему сад колхозный, почему у ребенка спрашивают про работу врача?)
Я вспомнил этот случай потому, что принимал на этой неделе участие в семинаре «Эврики» «Подготовка работников образования, осуществляющих разработку и реализацию региональных программ повышения квалификации по тематике реализации направлений “дорожных карт” в субъектах Российской Федерации» и участвовал в общественных обсуждениях лучших практик реализации мероприятий «дорожных карт» субъектов Российской Федерации по обеспечению доступности и качества общего и дошкольного образования по направлениям, определенным в Указах президента от 7 мая 2012 года в Ростове-на-Дону. Был очень продуктивный диалог между участниками семинара. Дорожные карты – своеобразный тест системе образования для выявления реперных точек и возможность для каждой организации спланировать свой путь развития и преодолеть практику двойных стандартов. Интересный разговор состоялся в микрогруппе, где я участвовал с заведующими детских садов, при обсуждении проблематики заключения эффективного контракта. Стали обсуждать здоровье воспитанников. Обсуждение показало серьезное осознание руководителями садиков проблемы сохранения и укрепления здоровья как принципиально многофакторного процесса, во всех выступлениях подчеркивалась важность взаимодействия системы образования с системами здравоохранения, культуры, родительским сообществом в интересах сохранения и укрепления физического и духовно-нравственного здоровья учащихся. На мой вопрос, могу ли я как родитель заказать индивидуальный обед для моего ребенка, пока утвердительного ответа не прозвучало. В сентябре у директора школы много проблем, одна из самых трудных и важных – горячее питание. Как обстоят дела в других странах, что едят дети в школах Сиднея, Парижа, Берлина, Монреаля, Ханоя и Мариуполя, рассказала Кристина Фарберова http://www.the-village.ru/village/situation/abroad/131629-kak-u-nih-chem-kormyat-detey-v-shkolah-sidneya-parizha-berlina-i
В ходе общественных обсуждений лучших практик научный руководитель ИПОП «Эврика» Александр Адамский обратил внимание на ответственность учителя в продуцировании культурного опыта, на его умение самостоятельно давать оценки событиям, происходящим в науке, в жизни общества и т.д., сохраняя при этом универсальные ценности. Задача инновационных школ – сформировать инновационное поведение учащихся, от которого будет зависеть будущее страны. Человек должен знать, как работать не только с известным, но и как воспринимать неизвестное, так как жизнь будущих поколений коренным образом будет отличаться от нашего опыта. На то, что дети и само детство другое, обратили внимание Катерина Поливанова из Института образования НИУ ВШЭ, профессор, доктор психологических наук и профессор, заведующий лабораторией психологии развития Психологического института РАО, президент Международной ассоциации «Развивающее обучение» Борис Эльконин. Оба профессора выступают за необходимость внимательного изучения молодого поколения. Если К. Поливанова считает, что надо провести социальное картографирование с точки зрения создания условий для развития детей, а также описать индивидуальные практики семейного воспитания, школьного обучения и общения, в том числе в социальных сетях, и проводить уроки как детектив, как расследование, провоцируя класс на открытое обсуждение ситуации, то для Б. Эльконина важен поиск информации самим учеником. Современное поколение становится более самостоятельным, но, с другой стороны, его очень беспокоит, что хороших учителей в школах становится мало, сама система Эльконина–Давыдова переживает не лучшие времена, «грамотность убита не компьютерами, а преподаванием». Здорово, что ученик сам себе может сделать справку, и очень плохо то, что школа становится все дальше от детей и от родителей. Так ли это на самом деле, покажет будущее, на самом семинаре тоже не раз прозвучали слова о низкой подготовке наших преподавателей.
На этой неделе продолжились препирательства вокруг закона о РАН, приведшие к появлению в тексте постановления правительства многочисленных компромиссов, споры возникли из-за распоряжения собственностью и членства в «укрупненной» академии. Рядом с нашим городом находится поселок Нейтрино, где располагается Баксанская нейтринная обсерватория Института ядерных исследований РАН. Каждый день с Тырныауза отправляется туда на работу три полных людьми автобуса. И этих людей тоже очень беспокоит, что будет с ними, как они будут добираться на работу, не произойдет ли сокращение и т.д. Леонид Бершидский считает, что «Пока наших академиков, и объединенных, и обойденных реформой, больше интересуют статус и собственность, что не может не влиять на эффективность распределения средств, фундаментальную науку продолжат оплачивать те же американцы. У них тоже полно своих распределительных проблем, но денег больше, а система финансирования в целом прозрачнее и справедливее».
Александр Красичков, доцент кафедры радиотехнических систем электротехнического университета ЛЭТИ, пишет в своей статье, что Академия наук не должна быть такой замкнутой и консервативной. Огромная проблема ученых – вспомогательный персонал, младшие научные сотрудники.
Такой же проблемой являются для школ, садиков повара, нянечки, охранники, младший обслуживающий персонал, сторожа и т.д. Все понимают, что и этим людям нужна система переподготовки и достойная зарплата. Мы начинаем учебный год с обсуждения «дорожных карт» и критериев эффективных контрактов, будущее покажет, каков диагноз.
Всем ученикам, кого в тот день рассматривали на заседании комиссии, поставили диагноз «олигофрения», а нашему Х. – «бытовая запущенность».
Концерт в Ессентуках
Начались каникулы. Появилась возможность чуть отдохнуть. Я с радостью принял приглашение посетить концерт известной певицы из Ессентуков Илоны Пилипенко, тем более давно не был на концерте классической музыки. Исполнялись арии из лучших мировых опер. К чести Илоны все было спето на языке оригинала и в моем дилетантском восприятии, на очень высоком уровне. На советском телевидении, в свое время, проходили вечера классической музыки для юношества. Сейчас на ТВ целый канал «Культура», но смотрит ли его нынешнее племя? Я понимаю, что рэп, рок, попса это здорово, но человечество вряд ли создаст, что – то лучше чем музыка Бетховена, Моцарта, Шопена … Сидя на концерте, вспомнил вот о чем. С. Танеев директор Московской консерватории, в своих дневниках писал о том как он повел на «Онегина» молодого Науруза, сына князя Исмаила Урусбиева: «Это была первая опера, которую он увидел в своей жизни. И музыка, и декорации, и оркестр, и пение – все это произвело на него необыкновенно сильное впечатление, и он до сих пор вспоминает об этом представлении. Я уверен, что впечатление, которое произведут … его аул и путешествие, будет нисколько не слабее, чем то, которое испытывал дикий горец, увидав Онегина».
Сегодня Ессентуки считается самым быстроразвивающимся городом- курортом Кавказских Минеральных вод. По состоянию на 1 января 2009 года, здесь проживает 81,9 тысяч человек. На сегодняшний день, в Ессентуках растет количество жителей, развивается инфраструктура, много предприятий и организаций. Появились интересные скульптурные изображения.
Итоги стажировки в Западной Европе.
Это итоговые записи про стажировку в Швейцарию и Германию. Надеюсь, что они будут полезны всем, для кого школа - зона жизненных интересов, для всех, кого интересуют тенденции развития и изменения системы образования.
Стажировка началась со знакомства с руководителем конференции ректоров школ округа Рольфом Доквайлером (стаж работы директором более тридцати лет, бывший десантник). Представляете, какая общественная должность у него: руководитель конференции директоров школ округа. У нас называлось бы председатель совета директоров района или региона. Для дальнейшей работы, чтобы лучше узнать друг друга, вся группа была разделена на шесть подгрупп по 4 человека. Распределение проходило по игральным картам, которые раздал Рольф, мне достался червовый валет. Каждая четверка имела и свой порядковый номер. Мы должны были нарисовать в центре плаката круг, где надо было написать то, что объединяет членов группы, а по четырем углам то, что характеризует или отличает каждого. Затем состоялась презентация каждой группы, участвовали все члены группы.
А затем был интересный рассказ о системе образования в Германии. Он начал с общей характеристики ситуации в Германии. Как и у нас, в Европе есть проблемы с рождаемостью. Демографическая ситуация в Германии похожа, по его сравнению, на «урну». Людей молодых меньше рождается, но люди старшего поколения живут дольше, поэтому резкого сокращения населения у них нет. Чтобы исправить эту ситуацию, надо чтоб на одну женщину приходилось трое родившихся детей. Рольф считает, что население Франции растет за счет арабов. Я не удержался и спросил: на его взгляд, хорошо, когда будут одни немцы жить в Германии, и она будет развиваться моно, или же она должна развиваться полиэтнично? На что он ответил, что Германия испытала несколько миграционных волн: турки, итальянцы, за последнее время только из России более двух миллионов человек приехало, за что они благодарны России. Плохо, когда в одном пространстве параллельные общества появляются (когда мигранты не хотят принимать культуру той страны в которой проживают). Если же нет перекоса то очень хорошо, культуры обогащаются.
Каждая земля устанавливает свою итоговую аттестацию. Руководит системой образования министерство культов, культуры (образование и культура). Религия - обязательный предмет в Германии. (два часа в неделю). Церковь была раньше надзорным органом. Теперь появился государственный надзорный орган. Учителя в Германии, как и наши, творческие люди и на случай неожиданной проверки, они имеют разработанный поурочный план, на все случаи жизни, который их спасает. Обязательным является в Германии 9-летнее образование. Детей в школы записывают с детского сада, наблюдают за ними, в том числе представители отдела здравоохранения. Перед поступлением в первый класс, каждый ребенок подвергается экспертизе, участвуют в ней учителя – консультанты, воспитатели детского сада, представители здравоохранения.
Все дети, достигшие шестилетнего возраста, начинают обучение в начальной школе, нагрузка составляет от 20 до 30 часов в неделю. Затем в среднем звене происходит разделение детей, в основном по способностям, на три разные группы. Наиболее слабые ученики направляются для дальнейшего обучения в так называемую «главную или основную школу» где обучаются 5 лет. Основная цель этой школы — подготовка к малоквалифицированной профессиональной деятельности. Здесь даётся базовое образование. Средняя нагрузка 30-33 часа в неделю. После ее окончания учащийся может идти работать. Ученики со средними результатами идут в «реальную школу» и обучаются там 6 лет. После окончания реальной школы можно также устроиться на работу, а наиболее способные могут продолжить обучение в 11-м и 12-м классах гимназии.
В гимназии, куда идут учащиеся с высокими способностями, школьник получает образование классического типа. После ее окончания даётся аттестат зрелости, дающий право на поступление в университет, куда он поступает без вступительных экзаменов по среднему баллу аттестата, который имеет лишь каждый седьмой немец! И это для них нормально. Когда мы спросили, а что будет школе, если только около 60-70 % ее учеников справятся с выпускными экзаменами, директор в ответ лишь пожал плечами: "НИЧЕГО!" Община и муниципалитет, школы и педагоги создали необходимые условия. Твое дело как ты этим воспользуешься. Показательно и отношение к оценке как таковой. Оценка - это предмет диалога только учителя, ученика и его родителей. Она не становится предметом обсуждения посторонних, никогда не оглашается публично. Принцип такой – «кто ХОЧЕТ, тот и учится». Важная задача для учащегося и его родителей найти свою школу. Ребенку подбирают школу в соответствии с его способностями. 20 лет назад в немецкой системе образования господствовала фронтальная методика работы, все было рассчитано на среднего ученика. Сейчас учителя планируют урок с несколькими главными целями. Планируют так, чтобы больше всего времени учащиеся работали бы самостоятельно. В основной школе сдают выпускной экзамен. Ни один ребенок не остается без образования, но дорога к диплому может быть очень извилистым. Учебный план меняется каждые десять лет, вместе со сменой руководства министерства. Школы получают больше свободы, но ответственность повышается. Учебный план делится на две части: ядерная часть 80% и оставшаяся, которую наполняет сама школа. Во главу угла ставят компетенции и результативность. Задаются рамки для всех школ, в этих рамках школа свободна.
Представление качества образования по – немецки представляется в виде пирамиды: с одной стороны то, что задает гос- во, с другой сама школа. В вверху: учебный план. Задача получить компетенции, а не знания. Различают предметную компетенцию, методическую, социальную и личностную. На мой вопрос, кто автор или кто составляет учебный план или расписывает образовательную программу, ответ был однозначен: учителя. Утверждается учебный план на собрании с родителями. Все школы имеют свое лицо ( научно – технические, музыкально – спортивные и т.д.) Количество часов по плану в разных школах может быть разным. Особое внимание уделяется учебному проектированию. В основу программы заложено воспитание компетенций, отсюда и уроки с дифференцированными целями. Центральные контрольные работы проводятся по всей земле. Как готовят учителей? После педвуза год практической работы в школе. Признают, что плохо с методикой. Подготовку учителей будут менять. Хотят встроить в болонский процесс. Рабочая неделя у педагога с 28 часов до 45 часов. Спор: почему учитель пения должен иметь такую же нагрузку как и учитель математики, чтобы столько же зарабатывать? (Принцип: в гимназиях все учителя ведут одинаковое количество часов).
На определение зарплаты влияют:
1.Обучение и аттестат
2.Профпригодность,
3.Должность и компетенции,
4. Трудовой стаж,
5. Семейное положение (надбавка на иждивенцев, на детей).
6. Категория.
Налоги: подоходный налог, церковный налог (письменно должен подтверждать, что состоишь членом церкви), медстраховка, социальное страхование.
Учителю начальных классов в государственной школе примерно начисляется 3164 тыс.евро т.н. «грязные деньги», а остается после вычетов 2574 тыс. евро. Он имеет статус государственного служащего, страховку медицинскую почти всю платит государство. Содержание школ лежит на коммуне, а зарплата на земле. У учителей отпуск 30 дней плюс каникулы. На каникулах учителя могут повысит квалификацию, которую оплачивает государство. Администрация школы может выйти с предложением на руководство округа о проведении тех или иных курсов. Каникулы подвижные, чтобы все не уезжали одновременно в отпуск.

В Швейцарии, стране тоннелей и размеренного спокойного образа жизни, федеральная власть также провозглашает всеобщее обязательное среднее образование для всех граждан, гарантируя доступность и бесплатность. Полномочия федеральной и кантональных властей разделены следующим образом:
• дошкольное, начальное и первая ступень среднего образования (Secondaire I, обязательное среднее образование) полностью подчинено региональным властям. Государство гарантирует качество образования.
Вторая ступень среднего образования (Secondaire II, полное среднее образование) находится в ведении кантональных правительств. ВШвейцарии главная задача школы — сделать учёбу интересным и захватывающим процессом. Начальная школа в Швейцарии начинается рано — учиться дети начинают в 4 года. При школах, как правило, есть подготовительное отделение. В настоящее время в Швейцарии идет процесс присоединения дошкольных учреждений к школам. В начальной школе учебная программа рассчитана в среднем на 23-32 уроков в неделю Сильная сторона образования в Швейцарии — многоязычие. По стандартам государственной учебной программы выпускники средней школы обязаны владеть тремя языками: двумя государственными на выбор и английским. Изучение языков начинается ещё в детском саду, а иностранный язык в начальной школе — один из основных предметов. На занятиях все слушают педагога, существуют строгие правила поведения и все подчинено одному – учебе в наиболее комфортных для этого условиях.
В конце первой ступени среднего образования (Secondaire I) происходит разделение учеников на тех, кто способен учиться по академической программе дальше и готовиться к учёбе в университете и на тех, кто успехов не демонстрирует. Последние уходят из школы и проходят подготовку к получению аттестата о среднем профессиональном образовании. Все важнейшие решения принимает народ, верховная власть. Кантоны по образованию решения принимают сами, но согласовывают друг с другом. С 7 по 11 класс решения принимает кантон, а не города или муниципалитеты. По всем ключевым вопросам организовывают голосование и обсуждения, например, по количеству учащихся в классе, о том считать ли тот или иной предмет обязательным и т.д.. Политика большинства в народе – стержень демократии Швейцарии. Система развивается медленно, регулируясь, но школы очень хорошие. Сама школа самостоятельна в выборе программы. Интересы народа учитываются при принятии решений. Автономию школ определяет министерство, кантон определяет рамки. Учебный план и средства определяет также кантон. Право голоса имеет и учитель. Политический орган власти – совет школы определяет стратегию развития школы, например, для себя решают как работать. Например: по модели школы полного дня или садика и начальной школы. Совет школы определяет стратегию развития школы от детского сада до гимназии, утверждает школьную программу, заключает трудовой договор с руководством школы и учителями, осуществляет надзор и контроль. Избирает директора школы. Работа в совете выгодна, так как его члены по месту работы получают деньги «за заседание». Оперативное руководство осуществляет администрация школы, она контролирует реализацию программы и качество преподавания. Эту свободу школы реализуют по - разному. Политика и народ – отличительная черта Швейцарии.
Реформа системы образования началась в 1994 году и завершится 2014 году. Не все кантоны участвуют и поддерживают это (всего 24 кантона). Четыре гос. языка в Швейцарии. Согласование почти 16 лет шло. Каждое второе воскресенье в этой стране проводят референдум. По любому вопросу, который затрагивает жизненный ландшафт, жителей Швейцарии. Швейцария – мать демократии. В кантоне, в котором мы были решили, что минимум детей в классе 6 чел., 24- макс. Частные школы тоже есть, но их меньше 20%. В некоторых школах есть продленка, факультативы. Родители доплачивают за это. После каждой ступени учителя принимают решения о судьбе ученика на следующей ступени.
Аттестат получают здесь тоже не все выпускники. Конкурсов профессиональных нет, как нет рейтингования школ. Питание за счет родителей, где – то оно организовано, где – то нет: рядом живут и нет необходимости.

Внутреннее управление качеством и его роль.
Сертифицированная школа Q2 Е.
Продленка: учителя помогают детям делать домашнее задание. Хотят, чтобы было бесплатно. Перед нами выступал директор 13 ДС и 5 школ. 910уч. Офис в ратуше. Юридическое лицо одно. Последние два года детский сад обязателен для посещения, программа пребывания в нем часть ОП школы.
Иногда родители в маленьких школах сами по очереди готовят обеды для своих детей.
Руководители : 4 человека. На местах руководит совет школы. «Управлять качеством образования, значит понять, что на ошибках учатся» - считают они.
Допустим неоднородность среды, гетерогенный фон (разные) в одном классе. На каком уровне ребенок и как помочь ему достичь максимума? Одним из сильных сторон управления в такой большой школе – это взаимопосещение уроков учителями друг у друга, то есть самоконтроль, учителя отзывы оставляют друг другу, директор получает отзывы от родителей, кантон же для проверки посылает экспертную комиссию. Целая система обратной связи разработана, очень часто проходят опросы учащихся, учителей, родителей. Затем опрос повторяется и отслеживается что улучшилось, что нет, каждый может оценить свою работу.
Представьте себе, что директор школы ставит перед собой цель: повышение активности учащихся. Для этого он составляет дорожную карту пошагово: надо подготовит учителей и администрацию школы, организовать взаимопосещение уроков, определить когда, где, как смотреть насколько активны учащиеся. Администрация посещает и смотрит активность уч-ся. Это может занять от нескольких минут до 45 мин. Например, без предупреждения директор заходит на 3-5 мин.и смотрит как обстоят дела с активностью уч-ся. Выясняет для себя, в том числе в беседах положительный опыт и проблемы. Внутренняя эвальвация (контроль), когда внешняя эвальвация разъясняет необходимость обратить внимание на активность уч-ся. Это не неделя или месячник, а идет годами, чтобы в мозгу произошли необходимые изменения. Процесс очень тщательный. Метод убеждения – главный метод работы администрации школы. Пошаговое утверждение и разработка нормативно – правовой базы. Совет школы решает сертифицироваться или нет. Принят проект гармонизации школ – если переехал в другой кантон, чтобы проблемы с изучением языков не было. Внутренняя миграция очень сильная в Швейцарии. Мобильность семей – требование крупных компаний, на это влияет и глобализация экономики в Европе.
На финансирование системы образования из бюджета идет 1/3 части. Если из одного кантона в другой переезжают дети, принимающая сторона может потребовать около 11 тыс. франков с другого кантона.
В Германии 40% мужчин-учителей, а в Швейцарии 10%. Учителя не гос.служащие в Швейцарии. В совет школы членов избирают как на политических выборах: от разных партий, групп, семей и.т.д.


Важная составляющая системы образования современной Швейцарии педагогика многообразия или толерантность. Гетерогенность вокруг нас. Много уч-ся с миграционным прошлым. Как с ними общаться? – проблема. Социально низкие слои общества. Предложила администрация, учителя проголосовали и решили участвовать в проекте. Цель: показать ребенку радость общения во время учебы! Прошли повышения квалификации. Модель 3 кругов: креативность, ангажемент, способности. Соединение трех кругов: чем больше, тем лучше. Расширение и закрепление методических знаний ученика. Каждый учащийся начальной школы заводит портфолио, учителя знают учебные цели, которые школьник должен достичь. Рисуется схема школьного дома. Шесть пирамид; например, школьный дом «математика»,прописывается цель и задачи (я знаю таблицу умножения хорошо до 8 напр.). так по всем основным предметам. Кроме того, есть такие разделы как «Мой друг», «Мое любимое блюдо», «Я» - очерчивает руку, изображает или рисует себя, «Мои сильные стороны», «Что я делаю хорошо?». В детском саду очень много рисуют. Все время идет самооценка, рефлексия ребенка. Здесь же в начальных классах, они учатся методу восьми шагов или способности вести собственное исследовательское дело:
1. Выбор темы, Что я знаю и хочу узнать? Фиксация того что знает.
2. Определяет Цель
3. Что нужно? Условия.
4. Правильно организовать материал.
5. Проверяет свою цель.
6. Решить, при помощи чего он расскажет всему классу.
7. Презентация проекта
8. Рефлексия всего проекта. Составляет папочку исследователя.
Благодаря этому формируются навыки самостоятельной работы. И в 5 классе уже проблем с компетентностями нет. Два часа в неделю проводятся специальные уроки, а после первого полугодия, группы со схожими темами вместе проводят уроки и в конце учебного года проходит подведение итогов и презентация проектов. Четкие инструкции того, что надо делать от учителя, руководства. К этой работе привлекаются консультанты от пединститута, плюс повышение квалификации у учителей.
В Швейцарии принцип немножко другой чем в Германии – «кто МОЖЕТ, тот и учится!». Швейцарцы не вкладывают деньги в «кота в мешке», и не будут его тащить в университет, если они не уверены, что человек, который поступает в высшее учебное заведение, успешно его окончит и получит нужные компетенции. Они потом лучше выкупят квалифицированные мозги, либо с других предприятий, либо с других стран .
Посещение Ангельс-школы, работающей по методике Монтессори.
Частная школе. Организована с 2004 года. Школа полного дня. Пятница - короткий день до 13 часов, а так могут по желанию родителей работать с 7 до 18 часов, чаще всего до 16 часов. По Монтессори, есть период жизни или определенное время, когда ребенок хочет учиться, если промазать этот момент, он дальше не хочет образовываться. Школа 60 человек всего. Родители приходят все время, приносят что – то перекусить, у каждого школьника свой уголок, шкафчик. Родители могут с разрешения учителя сидеть на занятиях какое – то время, особенно на начальном этапе, чтобы понять эта школа для моего ребенка или нет.
Дети и учителя в носках, нас одели в балахины.
Распределились по группам. Нас всего трое на занятии. Посадили каждого на табуретку в разных углах класса - студии, чтобы мы не мешали, чтобы нас было меньше видно. Остальные на теоретическом занятии с менеджером школы (функции как у нашего завуча). Мебель по возрасту может подниматься, опускаться, точно так же доска. Студия – разновозрастная группа. Кто – то работает один, кто – то в паре, старшие – групповая работа. Учителя подходят и тихо разговаривают с детьми. Девиз Монтессори: научи меня делать это самому. Множество мелочей: начиная с салфеток, заканчивая раздаточным материалом и ПК. Кто – то из детей множит бумагу с помощью рта, имея руки (я понял, что он хочет почувствовать как чувствуют себя безрукие люди, инвалиды). Две девочки рядом со мной высчитывали простые примеры, побежали за калькулятором и перепроверяют на листочках себя. Затем из треугольничков составляли большую пирамиду. В треугольничках пример если решают правильно, знают куда поместить, какой номер. Все время звучит слово "минус", я так понял, что у детей миллионеров проблемы с этим арифметическим действием. В студии множество центров, уголков: каждый не тащит к себе, а потихонечку переходят из одного места в другое. Непонятно когда начались занятия, кто чем занимался. ( у нас учитель который ведет разные предметы ведь тоже может совместить оба занятия в одно действо. С частью заниматься химией, частью географией, лучше какой – то один проект, совмещающий не только эти, но и другие предметы. Кто, что захочет, но не все вместе.). Маленькие имеют возможность послушать чем занимаются взрослые ребята.
На доске, что – то отмечают. Учителей несколько, тут еще и директор школы с ними наравне, в том числе молодые парни, наверное, студенты. Учителей вообще не слышно, дети разговаривают громче, чем они.
Девочки понесли свои примеры дальше в другой угол, я их не вижу. В кабинете – студии : скелеты, скульптуры, коллекции минералов, книги, плакаты, глобусы, макеты, мячи, живой уголок (какая – то ящерица диковинная за стеклом) , место для мытья рук, и т.д. В том числе счеты от которых мы отказались, кому – то удобно так считать. Никто не шумит. Никто никого не торопит. Дети знают, что есть две большие перемены, а остальное время рабочее, если ты устал можешь отдохнуть один. В туалет выходят по одному. Звонков нет.
Вот семиклассник что – то вырезает вместе с директором, какую – то фигуру многогранник, одел затем на голову и пошел. Потом он вырезал один и склеил настоящий футбольный мяч из бумаги, а я не мог понять вначале он притащил мяч, и что он там измеряет.
Работы потом брошюруют или складывают в папочки. Тетрадей нет. Есть листы как для рисования. Они сами расчерчивают их, и там пишут примеры и задания по языку. Есть места где постарше дети отмечают свое продвижение. Часто меняют свое месторасположение, даже если они ничем не отличаются: тот же стол и стул. Всего два ПК , есть выход в интернет. Книжки, не учебники, а разноцветные большие иллюстрированные , я так понял, что историю, естествознание, культуру самостоятельно изучают. Девочка лет 12-13 отвечает, что – то по языку молодому учителю и все время повторяет: «О, майн гот!». Учитель наводящие вопросы все время задает. На плакатах - календарях на каждый день что – то написано, перспективное планирование, закреплено просто скотчем. Есть и музыкальные инструменты.
Много листов с тестами, все аккуратно лежит на полочках, каждый ребенок может взять и повторить задание. Каждый уголок школы используется. В коридоре сложили дорожку разноцветную, на ней зверьки всякие двигаются, переходят реки и т.д..

Затем началась теоретическая часть.
Завуч - менеджер рассказала нам как учителя готовят вместе с детьми обеды, кушают вместе и имеют возможность говорить в это время на иностранных языках, повторять что -то из учебного материала. Распределение обязанностей по столовой у каждого есть все время они меняются. Вся система Монтессори повторяет обучение и воспитание в семье. Дети 12-14 лет у которых в это время проявляется агрессия, помогая младшим учиться, одеваться, обуваться, "растаивают, как масло на горячем хлебе".
В государственных школах – результат необходимо показывать в конце каждого года, а здесь только в конце обучения начальной или основной школы. Три умения обязательны в началке: читать, писать, считать. Работают в школе учителя – эксперты, они должны быть экспертами и по отношению к своей собственной деятельности, и по отношению к коллеге.
Цель: Научи меня быть самостоятельным! Если в саду: научи меня делать самостоятельно, то дальше в школе: научи меня думать самостоятельно.
Изучают немецкий литературный и разговорный с детского сада, потому что родители разных национальностей. Плюс: английский и французский.
Спортзал расписан между школами, два раза дети ходят на дзюдо. Во время перерыва может быть физика для желающих, она не обязательный предмет в этой школе. 15 – 16 часов отводится на внешкольные кружки, работу с одаренными делами ( Могут дополнительно изучать жизнь древних римлян или латинский язык), часты экскурсии и катание на коньках. Имеются уголки счета, химии ( расписывает учитель алгоритм пошагово, а ученик делает самостоятельно, и сам формулирует выводы).
В семье нет нахлебников, у всех имеются обязанности во время походов, экскурсий. Оцифрованных оценок нет. Два раза в год беседа с родителями об успехах их детей. В конце учебного года на 30 страниц учитель заполняет отчет на каждого ученика: какие темы, как проходил, трудности и т.д. Вводят это в базу данных, знакомят родителей.
Зарплата у учителя может быть до 10 тыс. франков. В пятницу все вместе проводят уборку, расставляют все по местам, а в субботу фирма, занимающаяся уборкой, приходит все моет, чистит, дезинфицирует.
Анекдот, рассказанный директором школы: аттестация в школе, приходят двое проверяющих, задают ученикам вопросы. Это что? Глобус. Земной шар. Почему палочка на макете наклонена? Ученик, похожий на нашего Вовочку: Это не я, я не ломал. Его друг: это точно не он, я бы увидел. У учителя тоже спрашивают. Тот тоже не знает. Спрашивают у директора: я не знаю как такое могло случится, я обязательно возмещу все убытки и прибор исправим. И выговаривает своим учителям : выясняйте состояние приборов когда получаете, а потом расписывайтесь. Один из проверяющих, в конце делает вывод: тот кто платит, тот и виноват.
В гимназии им. Георга Бюхера в Рейнфельден. Директор Беат Петерсен. Языковая гимназия. Религия до 10 класса обязательна. Изучают английский ,французский , латинский, кроме немецкого. По выбору факультативные предметы: итальянский, музыка, спорт, информационные технологии. Продленка только три дня для ученика по выбору. Дома дети уроками не занимаются. Во вторник после обеда музыка для всех возрастов, для всех желающих: оркестр, хоры, концерты. Учебный план для продвинутых детей предусматривает билингвальный подход (обучение на анг.яз.). В старших классах изучают экономику на англ.яз. Могут получить интернациональный диплом (международный балаквариат). Во дворе школы сад. Изучают экологию, посадили лекарственные травы и 5-6-7 классники ухаживают за ним. Музыка. Традиции театра, хоров. Постановки на английском языке мюзиклов, принимают участие до 100чел. Смотрело 1.500 чел. Школы - партнеры есть в Италии, Бельгии, Англии, все время идет обмен детьми по 10 чел. в гостевые семьи. Учитель ведет 25 уроков, полная ставка, больше нельзя. Готовят учителей могущих преподавать разные предметы. Школа - территория после обеда - зона общего пользования всего города. Школа сама ремонтом не занимается, только подает заявку. Директор обязан преподавать 4 часа в неделю, чтобы не терять контакт с детьми. За повышение квалификации отвечает регион, платит он же. Никто не обязывает их проходит, но сейчас 1 в 3 три года. Школа подает заявку, согласовывает тему с регионом.
Встреча с председателем школьного комитета родителей. Родительский комитет: два чел. от класса. Один входит в общешкольный комитет. 14 чел. в этой школе. Родительский комитет - посредник между классом, учителями и дирекцией. Сперва, они пытаются решить проблему сами, потом дирекция. Каждый член родительского комитета знает, чем заниматься, распределение функций в начале года. Есть свой кассир. Обогатить школьную жизнь! – наш девиз, говорят они. Важная функция: доведение информации до всех, для этого пишут письма родителям, организовывают форумы. На форуме решают любые вопросы: пребывание детей за границей, вопросы ремонта школы, создание классных фото, организация праздников. Проводятся педагогические дни в школе для родителей. Медийное пространство ученика - тема такого дня. Мы не критики, а партнеры, медиаторы. Председатель родительского комитета – является одним из заместителей директора школы. Взаимоотношения законодательно закреплены.
Фрагмент урока по географии на английском языке. Продвинутые дети из разных классов одной ступени. Тема: пустыни. На следующий год будут изучать историю, через год биологию и т.д. то есть каждый год один предмет. Дети учебники не покупают, государство должно обеспечить всем необходимым ученика, по его согласию.
Учитель показывает картинки, просит назвать, что изображено. Пустыня. Стали в круг, по парам, рассказывают друг другу все, что знают о пустыне. Какие животные там живут. Учитель по карте показывает известные пустыни мира. Где они находятся? Почему пустыни находятся именно там? Две группы распределились, должны прочитать в учебнике и пишут ответ для демонстрации на эпидиаскопе. Выходят представители групп, каждый рассказывает о причинах возникновения пустыни в разных частях света. Учитель комментирует, задает вопросы наводящие, уточняющие. О чем я подумал, сидя на занятиях? О том, что свобода не вседозволенность потому что увидел, как учащимся действительно разрешают себя вести так как он хочет, но только какое – то определенное время, долго бездельничать тебе никто не позволить, тебе самому надо решать чего ты хочешь и идти искать свою школу, своего учителя, потому что ты ответственен за свое будущее, и ты в будущем будешь отвечать за благополучие того общества, в котором ты живешь.


С незапамятных времен башенные часы на улицах города Базеля отбивали правильное время, а на красочном циферблате городских часов время отставало ровно на час и показывало «местный ритм»: шесть ударов пробьет на Городской ратуше, и базельцы довольны - еще всего лишь пять часов.

Горожане Базеля, видите ли, живут по своему, «базельскому» времени. Домохозяйки спокойны - не беда, что пробило шесть, ведь на самом-то деле еще пять часов вечера, и горы можно свернуть до захода солнца. Чиновники спокойно попивают кофе с утра: часы отбивают на улице девять, но мы-то знаем, что еще только восемь утра, и смаковать завтрак нам никто не помешает. И никому и в голову не приходило удивляться часовой традиции, которую базельцы считали священной.

Швейцарская демократия - феномен, достойный восхищения и подражания. Демократия означает власть народа, то есть любой человек наделенный лидерскими качествами, жизненным опытом и острым умом, может войти в органы управления.
О школьной форме
Известно, что высшим руководством страны принято решение о введении единой школьной формы. Министерство образования и науки России разработало примерный документ об установлении единых требований к одежде школьников. Одежда должна соответствовать "общепринятым в обществе нормам делового стиля и носить светский характер". Она должна быть повседневной, парадной и спортивной. Отрадно, что решение о введении требований к одежде для обучающихся общеобразовательных учреждений принимается всеми участниками образовательного процесса. Предусматривается, что школьники из многодетных семей должны бесплатно обеспечиваться одеждой для посещения занятий, а также спортивной формой на весь период обучения в общеобразовательном учреждении. В последнее верится с трудом. Первый вопрос, который мне задали дети: что будет с теми, кто не захочет одеваться и быть как все? Непонятно, что будет дальше после введения единой формы: единая программа, единый учебник (не только по истории), единый экзамен у нас уже есть, вся страна, значит, будет одна единая школа. "Один учебник порождает одномыслие".
Откровенный разговор
Передача "Откровенный разговор" на радио КБР с участием Ханафи Османовича Гулиева.





Если не работает плеер
Это уже не шутки!
В наших отношениях с Америкой настают очень непростые времена. Сейчас явно не до шуток! Понятно, что вопрос усыновления детей ничего общего не имеет со «Списком Магнитского»: законодатели пытаются ответить «око за око…» на решение американского сената. Списка бы не было, если не было бы «дела Магнитского». А дело очень непростое: непонятно, Магнитский обвинял в налоговых нарушениях или его обвиняли в том же, но схлестнулись в рукопашной, не на жизнь, а на смерть. Одно ясно, что те, кого он обвинял, и вели его дело, проведено тщательное расследование, и те, кто в списке, засветились. После года в СИЗО человека, российского гражданина, не стало, и международное сообщество требует возобновления дела и наказания виновных. С одной стороны, Россия как суверенное государство требует невмешательства в свои внутренние дела, но подписаны все международные документы по правам человека, по которым у нас есть обязательства, с другой – американцы, англичане решили ограничить въезд в страну чиновников, виновных в смерти.
Ясно и то, что в стране существует большой «черный рынок» по усыновлению детей, в том числе и иностранцами. То, что это приносит огромную прибыль тем, кто этим занимается, тоже ясно. Но пострадают от решения Думы не только они, но и реальные дети,чаще всего больные, которые нуждаются в хорошем уходе, лечении, а это могут обеспечить только за рубежом, здесь и сейчас. Поэтому было бы лучше, если бы мы наш «ответ Чемберлену» пока приберегли…
Мне очень нравится проект Тимура Кизякова « У вас будет ребенок!» на первом канале. Если бы такой проект (Д. Медведев предложил ЕР разработать партийный проект) существовал в стране и государство российское его поддерживало бы, очень многие дети были бы с родителями, в том числе с родными. Ужас в том, что эти дети нам в нашей стране не нужны. Посмотрите только размер детских пособий в стране, у нас в республике это составляет около ста рублей в месяц. Не нужны они и некоторым иностранцам, усыновляющих российских граждан, среди которых оказываются просто больные и безответственные люди. Тут не обойтись без сотрудничества нашего Министерства образования с аналогичными структурами зарубежных стран для того, чтобы случайные люди не могли усыновить детей. И когда наши юристы хотят участвовать в процессах по расследованию жестокого обращения с нашими детьми, гражданами России там у них, нам отказывают. Мне кажется, это не соответствует международным нормам и правилам, и дядюшка Сэм не прав.
Рапорт дежурного
У нас каникулы!
А меня в течении всей недели назначили дежурным по стране.



Это мой рапорт.
Помните пионерские: "Рапорт сдан"?

У большинства учителей, учитывая и праздники, усилилось стремление к отдыху. Вообще каникулы хорошее время для того, чтобы позволить себе немного развлечься и расслабиться. Но для многих каникулы стали периодом интеллектуальной работы и творчества на курсах повышения квалификации, семинарах и конференциях. Мы у себя в Эльбрусском районе КБР три дня повышали квалификацию на курсах по охране труда. Курсы платные, за свой счет. Нас за последнее время как бы приручили, что курсы бывают платные и бесплатные или бюджетные (халявные).

Требования к профессии учителя растет с геометрической прогрессией. Фирмы занимающиеся повышением квалификации растут как на дрожжах, многие из них зондируют почву уже на перспективу. Вот какая анкета пришла в каждую школу нашего района от имени одного уважаемого издательства (издательство знает А.Б.Воронцов):

1. Считаете ли Вы возможным платить самостоятельно за курсы повышения квалификации?
o да;
o нет.
2. Какая тематика курсов Вам интересна при обучении за собственные средства?
3. Какую сумму вы готовы потратить на повышение квалификации:
o за 36 часов __________ руб.;
o за 72 часа ___________ руб.

А уж сколько появилось контор, проводящих конкурсы, олимпиады, конференции среди учащихся и студентов, трудно себе даже представить! Учредительные взносы колеблются от 50 до 1,5 – 2 т. рублей. Всегда спокойного и рассудительного зам. Министра образования и науки И.М.Реморенко вывело из себя то, что эти «деятели» уже вовсю ссылаются при этом на федеральное министерство. Он опубликовал на своей страничке в Твиттере письмо в органы внутренних дел. Конечно, со всем этим надо немедленно разобраться и привести в целостную систему и организацию повышения квалификации, и поддержку талантливой молодежи.

Президент России Владимир Путин провёл совещание по вопросу «О ходе модернизации региональных систем общего образования». Особое внимание глава государства уделил повышению заработной платы учителей в субъектах Федерации и материально-техническому оснащению школ. «Качество образования, повышение квалификации и социального статуса педагогов – ключевые вопросы нашей политики на предстоящие годы. При этом очевидно, что система общего образования должна соответствовать запросам граждан, развиваться на принципах доступности, справедливости и равенства возможностей».

Мне лично очень понравилось то, что В.В.Путин потребовал от чиновников не формальные отчёты об объёмах освоенных бюджетных средств, а реальные изменения качества самого образовательного процесса.

Приамурье было названо в числе тридцати регионов Российской Федерации, в которых средняя заработная плата учителей в сентябре текущего года превысила среднюю зарплату по экономике. Так, среди лидеров г.Москва (прибавка более шестидесяти процентов), Карачаево-Черкесия (более пятидесяти процентов) и Амурская область (35 процентов).

По словам Д.Ливанова, министра образования и науки Российской Федерации, это удалось, благодаря введению новой системы оплаты работы преподавателей и нормативно-подушевого финансирования. Президент потребовал от федерального министерства усилить контроль за выполнением ключевых условий проекта и побыстрей определиться с понятными, прозрачными критериями оценки труда педагогов, чтобы все общество в целом знало об этом.

На этой неделе, кстати, состоялось назначение нового руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Им стал Муравьев Иван Александрович.

Когда вопрос касается деятельности надзорных органов вспоминается популярная у нас притча о волчице, которую надо привязать рядом с овцой, чтобы корм был ей не впрок.

В своем выступлении Министр Ливанов отметил важность принятия с 2013 года новых единых профессиональных стандартов для того, чтобы оценка труда учителя была сопоставима во всех регионах во всех школах. Он отметил, что попросил Евгения Александровича Ямбурга, известного учителя, специалиста, директора школы, одной из лучших школ в Москве, координировать эту работу. Е.А. Ямбург как человек ответственный уже опубликовал в «Новой газете» свое видение проблемы и там уже развернулась дискуссия о профессиональном стандарте учителя.

Затем В.В. Путин обратился к региональным лидерам и одного из них резко осадил: «Вы встречайтесь, с тёщей можете встречаться, с родственниками своими, с Антоном Германовичем, но чтобы по региону средняя заработная плата учителей была такой, о которой мы договаривались. Она должна быть равна, как минимум, должна быть равна средней по экономике».

Понятно, что бремя ответственности ложится на регионы в этом непростом вопросе. Но за счет чего это добиться? За счет самой системы образования или за счет оптимизации управления регионами, лучшей собираемости налогов, поддержки реального сектора экономики?

Тут не могу не вспомнить интервью бывшего министра финансов Алексея Кудрина, данное на этой неделе, который заявил, что «Правительство должно планировать только те расходы, за которые оно готово отвечать. Экс - министр пояснил, почему его точка зрения по поводу оборонных расходов не совпадает с мнением правительства и премьера: «У России нет таких возможностей и средств, чтобы наращивать расходы. И если будем строго придерживаться объявленных цифр, то России придется повышать налоги и замораживать расходы на все остальные программы — образования, инфраструктуры». Кудрин отметил, что на образование Россия потратит около 30 трлн рублей до 2020 года, а расходы на оборону существенно превысят эту сумму, по его словам, силовики до 2020 года обойдутся налогоплательщикам в 58 трлн рублей.

А людей ведь уже зовут на улицы , на митинги. Организаторы московского митинга за проект нового Закона об образовании заявили, что « из закона тщательно вычищено все, что касается социальных гарантий учителей. Среди поправок, которые требует включить ко второму чтению педагогическая общественность, уточнил Демидов «МК», — фиксация в законе зарплат педагогов на уровне не менее средних по промышленности региона, но не ниже, чем средняя по России; добровольность аттестации учителей с большим педстажем; защита небольших школ на селе и в городах (в Москве, подчеркнул он, процесс их ликвидации уже идет полным ходом).

Среди других поправок — гарантии права на обучение за счет бюджета (по конкурсу) в магистратуре; утверждение федеральных образовательных стандартов лишь после экспертизы образовательного сообщества, а возможно, с участием Госдумы; отказ от государственного финансирования теологического образования; право вузов на выбор образовательных траекторий — бакалавриат с магистратурой или специалитет; гарантии бесплатного дополнительного образования; возврат школам статуса лицеев и гимназий пишет в МК Марина Лемуткина.

А в Газета. Ру отмечают, что эксперты пришли к выводу, что необходимо исключить из проекта закона требование о стандартах для дошкольного образования, «поскольку любой стандарт подразумевает результат – и есть опасение, что по окончании детского сада детям придется сдавать экзамены». «Мировая практика и наша собственная показывает, что это очень тонкий лед и можно совершить массу ошибок. Это может привести к появлению ЕГЭ для дошкольников», – пояснил Рачевский Е.

На этой неделе также бурно продолжили обсуждение скандального мониторинга Вузов, инициированного Союзом ректоров. В целом я согласен с той оценкой мониторинга, которую дал эксперт «Эврики» В.К. Бацын. Ничего страшного ведь не произошло, но не привыкла наша образовательная элита к критике. Жалко, что не все ВУЗы попали под исследование, я имею ввиду учреждения силовых ведомств, а было бы любопытно узнать.

Предложения по исправлению ситуации в вузах, у которых по результатам мониторинга Минобрнауки были выявлены признаки неэффективности, будут сформулированы через три-четыре месяца, сообщил журналистам замглавы Минобрнауки РФ Игорь Федюкин. Федюкин подчеркнул, что попадание в список вузов, имеющих признаки неэффективности, "не означает, что вуз плох". "В каждом конкретном случае нужно смотреть, вузам надо помочь, где-то нужны ресурсы, где-то нужна методическая помощь. А где-то проблемы с менеджментом, где-то нужны меры по реструктуризации", - сказал чиновник РИА Новости.

Российская газета отметила, что не согласен с критериями оценки вузов, попавших в рейтинг учебных заведений с низкой эффективностью, и Российский профсоюз студентов. В заявлении профсоюза указывается на то, что "рейтинг составлен исходя лишь из экономических, а не образовательных критериев", в то время как "единственно возможным критерием для такой оценки может служить лишь процент выпускников работающих по специальности.

Состоялась встреча Владимира Путина с Натальей Солженицыной, сообщила РИА Новости. Путин и Солженицына говорили о судьбах русской культуры. Вдова писателя посетовала на недостаток учебных часов по литературе. Путин сообщил, что обсудит проблему школьных уроков литературы с министром образования и науки.
Председатель Правительства Д.А. Медведев обсуждал на этой неделе пилотный проект «Открытое министерство» на примере Министерства образования и науки.

Именно наше министерство реализовала новую модель формирования общественного совета в этом году. Половина членов общественного совета была выбрана по результатам интерактивного голосования в сети Интернет.
Каждый член общественного совета, отметил в своем выступлении министр Ливанов, будет иметь свой личный кабинет на специально созданном сайте. Цель – чтобы общественный совет был действительно открыт для максимально широкой аудитории.

Вторая часть работы связана с формированием экспертного сообщества в системе образования и науки и максимально широкого привлечения экспертов к принятию ключевых решений. Третье – это переход на концепцию контрактной эффективности, то есть выработка представлений об основных целях, задачах работы министерства, о тех критериях, которые будут определять успешность или неуспешность решения этих задач. В заключении Д.А. Медведев заявил, « что министр молодец не только потому, что без мигалки ездит, – это, конечно, важно, но главное, чтобы работа проходила так, как запланировано, и цели, которые поставлены, исполнялись». Что и мы ему желаем!

Из международных сообщений самой любопытной представляется материал Isra.com о праздновании второй год Международного Дня учителя. В рамках кампании под названием «Красивые лица системы образования» они вывесили портреты учителей города – всех возрастов, специальностей и школ. Эран Дубови, руководитель Управления образования и культуры Хайфского муниципалитета: «Мы считаем работу учителя формирующей лицо нашего города. Сейчас идет процесс обновления системы образования, и главный приоритет в этом процессе - укрепление статуса учителя, усиление профессиональной мотивации его работы». Интересно на наших улицах разбитых фонарей как бы люди отнеслись к такой идее? Хотели ли мы, чтобы наши фото висели на улице? Наверное, больше «нет» чем «да». У нас ведь иногда происходят вещи от которых становится жутко не по себе. Становится стыдно не только за громкие коррупционные скандалы, но и за обычные житейские истории или истерии.

В станице Ленинградской Краснодарского края полицейские освободили 19-летнюю девушку, которую мать держала на цепи как минимум 3 месяца. Она убегала из дому и не хотела смотреть за своим малолетним сыном. Сейчас в отношении женщины, державшей дочь на цепи, возбуждено уголовное дело сообщил сайт полицейского ведомства по Краснодарскому краю. А мы бурно обсуждаем в чем ходить в школу. Были ли учителя в жизни у этих людей и будут ли они в жизни у никому не нужного малыша?

Каникулы закончились. Впереди новые трудовые будни. Будем работать!Рапорт принят!
Ханафи +1 2 комментария
Что знает Джон?
Американский президент выступил с интересной инициативой.
Суть проекта Обамы такова: самые успешные преподаватели будут избраны в «элитный корпус» (Master Teacher Corps) и получат прибавку к зарплате в $20 000 в год. Начало корпусу положат 2500 учителей, а за четыре года их количество увеличится до 10 000. Участники проекта будут обязаны участвовать в нем несколько лет и все это время обмениваться опытом и знаниями с другими учителями и обучать новичков. За 10 лет благодаря этому проекту в системе образования должно появиться 100 000 новых квалифицированных преподавателей математики и естественных наук. Предполагается, что таким образом уровень образования повысится повсеместно по естественным и точным наукам. Американцы, будучи прагматиками, посчитали, что если элита будет "все это время обмениваться опытом и знаниями с другими учителями и обучать новичков", то будут подтягиваться новые квалифицированные кадры. И это действительно имеет место быть, к тому же прозрачно, основано на доверии, а значит и эффективно. В условиях увеличения количества учителей пенсионеров, такой проект актуален и для нашей страны, поддержка людей, на которых держится российская школа, дала бы возможность им подготовить своих преемников. В хорошей школе, у хорошего преподавателя или директора так и происходит: я доработаю до того как ты придешь с ВУЗа и будешь готов меня заменить и уйду. Проблема в том, кто и как определит успешных преподавателей или эффективность результата их диссеминации. Вспоминается, как Институт "Открытое общество" определял лучших педагогов через опрос студентов. Согласен с Воронцовым А.Б.о важности командной работы, повышение квалификации через совместное проектирование, но думаю "и один всегда на поле воин". Иногда, образование процесс только двоих.
Мы должны признать, что наши конкурсы - поддержки и школ, и учителей, в рамках ПНП "Образование», дали далеко не тот эффект, на который были рассчитаны. Собственно, кроме заполнения массы макулатуры, ничего после них и не осталось, хотя сама идея конкурса школ, учителей и учащихся системна и могла бы послужит катализатором развития! Когда эксперты пишут о успехах и эффектах ПНПО, может имеют ввиду КПМО, как ее составной части, с чем и я согласен? Безусловно¬, как социальная¬ надбавка денежное вознагражд¬ение по итогам конкурсов сыграла положитель¬ную роль. Мне кажется, что итоги, а тем более эффекты выше названных конкурсов в нашей стране никто не подводил, может быть формально где - то обсуждали (дали столько. купили то - то, напечатали¬ это и т.д.), но я не слышал ни о формирован¬ии переговорн¬ых площадок с родителями¬ и общественн¬иками, ни о пуле экспертов,¬ ни о разворачив¬ании системы повышения квалификац¬ии на базе лучших школ, учителей, а уж тем более о сетевом проектиров¬ании среди школ и учителей - победителе¬й нац. проекта. Проблема ведь в том, что знает Джон, а чего не знает Иван? Так вот, Джон знает твердо: было 100 000, а станет 200 000.
Поделиться