+12 RSS-лента RSS-лента

На открытом уроке

Автор блога: Ханафи
Все рубрики (36)
Курсы в Нальчике
В ИПК и ПРО КБГУ г. Нальчик продолжаются курсы обучения школьных команд, организованных в рамках проекта "Общественно-активная школа как фактор формирования гражданского общества в условиях Северного Кавказа". Всего сформировано три группы по три - четыре команды по пять и более человек. Наш район представлен Терскольской средней школой. Преподавателями и экспертами работают: директор ИПК Емузова Н.Г., зав.каф. Мизова М.Х., Шонтукова И.В, Кравцова Ф. М. и привлеченный специалист Гулиев Х.О. С нальчикской группой, куда входят педагоги из 4, 5, 7, 31 школ, работал во вторник Гулиев Х.О. На семинаре обсуждались вопросы, связанные с социальным партнерством, социальным проектированием. Занятие состояло из лекционного блока и практической работы.Каждая команда представила на защиту свой паспорт микрорайона.Диалог шел о создании избыточной образовательной среды. Все участники отметили важность и актуальность поднимаемой проблемы, интересную и эффективную форму проведения семинара. Команду из 31 школы возглавляла Свириденко Е.П., бывшая ученица и учительница нашей школы, которая всем передала горячий привет. Часть занятий курсов пройдет на базе ФИП второй школы Тырныауза. В частности планируется проведение деловой игры, и организации переговорной площадки.









Музей приходит к нам домой
Недавно с друзьями ездил в Кисловодск. Чудесный город, много отдыхающих, индустрия туризма на подьеме. Поразился тому,что побывав в офисах у разных бизнесменов, увидел с каким трепетом они относятся к своей истории, родословной. Раньше бизнесмены, дельцы всякого толка, хвалились машиной, домом, ювелирными украшениями. Покупали картины, слушали музыку, иногда просто кичь, в котором сами не очень и разбирались. Вряд ли они с детства любили музеи и часто их посещали, знакомы с музейной педагогикой, но что-то ведь щелкнуло у них, если люди богатые решили занятся сохранением нашего культурного прошлого. Несмотря на то , что не хватает площадей, многие из них, организовали у себя краеведческие уголки, музеи, на худой конец, в кабинете висит фотография деда или бабушки. А что будет если они обьединятся и вместе создадут музеи, исторические панорамы, историко - архитектурные комплексы и т.д.
Имеет ли школа к этому отношение? Вряд ли! Бизнес, рынок? Скорее всего ДА! Образцы этого они видели за границей? Тоже ДА! Но я надеюсь, что это для этих людей это увлечение не только завлекушка для туристов, а нечто большее. Всерьез и надолго. И это мне очень нравится.

Фото сделано в Кисловодске у Ислама Узденова. (занимается фарфором)
О зарплате
Урок и неурок должны оплачиваться одинаково

Опубликовано в газете "Вести Образования" Сайт: eurekanet.ru
February 1st, 21:21

Введение нормативного финансирования закладывает основание для обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного школьного образования и для выполнения федеральных государственных требований. Нормативно-подушевое финансирование и новая система оплаты труда, хоть и разрушают «педагогическую романтику», сделали систему финансирования прозрачной и для широкой общественности, и для самих участников образовательного процесса. Впервые появилась возможность оценить самого себя.
К сожалению, школьный норматив не учитывает сейчас все затраты школ на содержание школьных зданий, создание современных условий для образовательного процесса, повышение квалификации педагогического и административно-хозяйственного персонала (я смею заверить, что повышение квалификации школьного повара так же важно, как и учителя), и из-за этого у нас возникают проблемы. Для повышения или индексации норматива надо заложить норму, как того требует новая редакция Закона «Об образовании», предусматривающую индексацию норматива, связав ее величину со средней зарплатой работников экономической сферы региона. Такой закон принят уже в ряде регионов. Стимулирующие выплаты, на мой взгляд, не должны включаться в расчет при определении средней заработной платы по региону, оклад и специальные выплаты, т.е. базовая часть фонда оплаты труда, должны составлять собственно заработную плату педагогического работника.Формирование муниципального подушевого норматива учитывает обеспечение материально-технической инфраструктуры образовательного учреждения, но определяется она по факту расходов прошлого года, что противоречит ФГОС. Было бы здорово учитывать меры социальной поддержки учащихся (питание, учебники, дети-сироты), транспортные услуги по подвозу, если не через норматив, то хотя бы через соответствующие органы социального обеспечения. Методические или книгоиздательские. Выдача ежемесячная ничего не дает. Книжные надо выдавать два раза в год во время подписной кампании, чтобы педагоги могли использовать эти деньги по целевому назначению.
Что касается новой системы оплаты труда, Кабардино-Балкарская Республика выбрала третью модель, основанную на «ученико-часе». Не нравится она мне тем, что оплачивается в основном учебный план. Сейчас все очевиднее становится, что школа должна быть открыта весь день, в том числе на выходные, учитель должен работать минимум 36 часов в неделю на полную ставку. Поэтому я выбираю вторую модель, по которой доля учебных и неучебных часов конкретного учителя определяется трудовым договором между учителем и работодателем. Урок и неурок должны оплачиваться одинаково, при условии одинакового количества детей.
И еще. Наш министр образования, которого очень сильно «любят» правые и левые, Андрей Фурсенко, озвучил один раз количество «лишних» учителей (200 тыс.). Понятно, что сейчас время не очень подходящее (выборная кампания), но проблему все равно придется решать. Скорее всего, не сразу, постепенно. Там, где это возможно, необходимо создать условия для переквалификации, получения дополнительного образования, организовать специальные фонды для выплаты компенсационных и подъемных денег, чтобы люди могли начать свое дело, а самое главное, чтобы не чувствовали себя выброшенными.
Ханафи Гулиев,
директор МОУ СОШ № 2, г. Тырныауз, Кабардино- Балкарская Республика
Кто платит тот и ...?
В свое время мы предлагали в республике создать сеть "министерских" школ: образцово - показательных. Это могли бы быть площадки на базе которых отрабатывались бы различные технологии, создавалась бы нормативно - правовая база, которую можно было бы использовать и в других школах (франчайзинг). В этом году на деньги гранта из федерального министерства стали создавать базовые школы по нескольким направлениям, недавно даже прошла в Нальчике первая конференция по итогам работы за год по линии ФЦПРО,  все чаще звучат голоса о создании сети "президентских" школ в республике. На конференции я выступал и представлял модель общественно - активной школы, на секции по государственно - общественному управлению. А на днях  министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко заявил, что можно обсудить возможность перевода всех российских школ из муниципального подчинения в региональное. По моему мнению, чтобы реализовать идею многоканального финансирования, надо говорить о соучредительстве федерального центра (финансирование ФИПов), региона, муниципалитета. Сегодня самодостаточные муниципалитеты не имеют право оказать помощь школам, находящимся на их территории, только потому, что район является учредителем. Министр считает: "Муниципалитет обеспечивает структуру, крышу ремонтирует, окна ставит, а регион обеспечивает учебный процесс. Если говорить об ответственности за назначения, за решение кадровых вопросов, за то, как должна работать школа мы стоим на развилке. Главное в школе что? Чтобы крыша не текла или все-таки, чтобы учебный процесс был налажен. Если учебный процесс, то, наверное, подчиняться должны тому, кто финансирует и ведет учебный процесс", - сказал журналистам Фурсенко. Для министра важно кто кому подчиняется по чиновничьей вертикали, а для того, чтобы повысить качество образования и создать новую школу важно и нужно
опираться на поддержку различных конструктивных общественных и государственных сил, заинтересованных в повышении качества самых различных аспектов деятельности школы.
Работать над собой и день, и ночь
На встрече с студентами ВУЗов КБР Президент Каноков А.Б. поделился формулой его жизненного успеха. Мне кажется это очень важно. «Как я уже сказал, я и сейчас студент, как и вы, - ответил глава республики. - Эту формулу надо искать всю жизнь, надо работать над собой и день, и ночь. С молодости я ставил перед собой цели, расписывал план на несколько лет вперед и шаг за шагом реализовывал его. Думаю, формула заключается в том, что мне всегда было интересно заниматься своим делом. Я люблю экономику, изучаю финансы. До сих пор с азартом отношусь к каждому проекту. С политикой дела обстоят иначе. Не могу сказать, что это приносит мне такое же удовольствие, но я вижу цель - мне хочется оставить хороший след в истории своей малой родины – Кабардино-Балкарии, и я буду все для этого делать».
Школа - место гражданского диалога
Автор анализирует опыт деятельности школы в сложных социокультурных условиях горных районов Северного Кавказа


Зигмунт Бауман, основатель современной политической философии (ему принадлежит авторство понятия «глобализация»), как-то сказал, обращаясь к российскому интервьюеру: «Прошлое России – это будущее Европы. Вы перегнали европейцев в таком важном компоненте, как умение жить вместе… У вас долгое время проходил процесс национального строительства. Осуществлялся принцип триединства, соединивший суверенитет, нацию и государство. Иными словами, Россия исторически решила проблему, которую основной части Европы еще только предстоит решить: наладить мирное сосуществование разных народов, религий, культур, традиций и языков. Мне думается, что у России имеется возможность выступить в роли учителя Европы… А конфликты на Кавказе – это особый случай. Жить вместе с другими народами Россия училась многие века. Жить вместе с народами Кавказа Россия учится чуть больше двух столетий. Я полагаю, что она рано или поздно найдет решение этой проблемы».
Северный Кавказ – моя Родина, и я всю жизнь прожил здесь. Уже много лет работаю директором школы. И тот «особый случай», о котором говорит З. Бауман, составляет реальность жизни – моей семьи, моих учеников и их родителей, всего местного сообщества. Мы здесь действительно переживаем очень непростые времена. В такие моменты самое сложное для людей – понять не только причины происходящего, но и те основания, которые определяют их отношение к этим событиям. А это – очень сложное дело. Обсуждение любого, даже, казалось бы, бытового эпизода способно превратиться в настоящую дискуссию, главным смыслом и содержанием которой вновь и вновь становится поиск ответа на вопрос: как это понимать? как к этому относиться?
Такие обсуждения-дискуссии часто проходят в нашей школе. Как директор я абсолютно убежден в их исключительной важности и полезности. Публичный обмен мнениями, возможность открыто и на равных ставить самые острые и чувствительные вопросы – лучший способ для обучения взаимопониманию путем «переноса» себя в позицию «другого». Особенно ценно, что в них принимают участие и школьники, и взрослые – для локальных сообществ вроде нашего это имеет особое значение. Ведь мы уже много лет живем в состоянии перманентного конфликта. В чем суть? По большому счету в том, что часть общества хочет жить в свободном демократическом правовом сильном государстве, а другой части модернизационные системные процессы, запущенные в стране, не очень нравятся. Именно для таких случаев характерно явление, называемое социологами «расколотое общества». Этот раскол не минует даже школу, которая в этих условиях становится настоящей передовой. В Дагестане уже убиты два директора школы, хочется выразить соболезнование семьям и близким наших коллег. И мне кажется, сегодня такое, к сожалению, может произойти во многих местах Северного Кавказа. Но мы не боимся – мы сами организуем диалог социума и школы и именно в нем ищем решение, понятное всем и удовлетворяющее всех. Еще и еще раз подчеркну: принципиально важно, чтобы площадкой гражданского диалога стала именно школа – светская, открытая, прозрачная и демократичная.

И вот тут хочу обратить внимание на очень существенный момент: да, школа – светское учреждение, но ее ученики и их родители могут быть верующими или внеконфессиональными людьми. И диалог не может не развиваться также и в этой плоскости. Понятно при этом, что в наших местах она приобретает особую актуальность, поскольку «исламский фактор» действительно играет в здешних событиях исключительно важную роль.
Как-то на одном из семинаров меня спросили о религиозной ситуации в нашем регионе. И, чтобы показать ее синкретическую сложность, я рассказал, как до сих пор в образе жизни и менталитете горцев сохраняются черты минувших веков. Было время, когда мы, балкарцы, были язычниками и поклонялись Тейри (Тенгри) – богу солнца (радугу балкарцы и сегодня называют «Тейри кьылыч» – «меч Тейри»). Затем нашей религией стало раннее христианство – память о нем осталась в названиях дней недели (вторник – геуюрге кюн – день св. Георгия, среда – бараз кюн – день св. Параскевы). И только потом добровольно (по историческим меркам совсем недавно, в XVII–XVIII вв.) приняли ислам. Одна из участниц семинара воскликнула: «Как можно веру менять?», явно дав понять, что убеждена, будто каждый этнос «от рождения» имеет свою религию. Это очень распространенный предрассудок. Нет, ребенок не рождается мусульманином, христианином или иудеем. Но если он родился в религиозной семье, он впитывает веру, как и родной язык, буквально «с молоком матери». Взрослея и входя в открытый (а тем более глобальный) мир, он узнает, что в нем существует множество религий и что их приверженцы когда-то находились – и находятся порой сегодня – в очень непростых отношениях. И это нужно понять. И нужно сопоставить системы ценностей. И принять различия. И научиться жить и трудиться вместе во имя общего будущего.
И еще я бы разделил понятия веры и религии. Понятие веры шире, чем религиозная принадлежность. Без веры (неважно – религиозна она или внерелигиозна) душевно здоровый человек просто не может жить. Результаты проведенного недавно Институтом социологии РАН всероссийского исследования ценностных ориентаций населения свидетельствуют: 85% респондентов считают, что человек должен стремиться к тому, чтобы у него была спокойная совесть и душевная гармония. А совесть – это ипостась веры в добро – по крайней мере, в самом себе. А Бог, считает любой верующий, какую бы мировую религию он ни исповедовал, – и есть Добро.



На одной из встреч в нашей школе (семинар был организован ИПОП «Эврика») возник вопрос о гражданском заказе. Первым взял слово один из верующих родителей, который заявил, что как мусульманин на первое место ставит вопрос о здоровом образе жизни. При уточнении оказалось, что имеется в виду и физическое, и духовное, и нравственное становление молодых людей. Ибо только здоровый человек может достойно представить свою религию в современном мире. Наше здоровье, по Корану, – милость, данная Всевышним, поэтому истинный мусульманин обязан его беречь как зеницу ока. А для этого надо вовремя проходить регулярные медицинские осмотры, заниматься физкультурой и спортом, быть компетентным при оказании первой медицинской помощи, при ухаживании за больным человеком. Беда горцев в том, что к врачу они обращаются только в самом критическом состоянии, – с древних времен люди учились терпеть боль, лишения, невзгоды. Особое внимание также необходимо обращать на свое питание и распорядок дня, ибо все надо делать вовремя. Мусульманин должен постоянно ухаживать за своим внешним видом, соблюдать гигиену и держать свое жилище в чистоте, так как оно отражает внутреннюю природу человека.
Современный мусульманин должен быть человеком принципиальным, имеющим гражданскую позицию, верным. Ему должно быть свойственно умение удержать себя от греховных поступков, быть искренним и честным, принимать взвешенные решения, что является признаком сильной воли человека, стойкости нрава. Ему запрещается употребление алкоголя и наркотиков, свинины, мяса некоторых диких животных и мертвечины. Строго запрещены аморальные занятия – воровство, ростовщичество и азартные игры. Мусульманин, строго следующий канонам ислама, стремится к миру и согласию. Современный мусульманский мир признает, что в эпоху научно-технического прогресса игнорирование науки и знаний привело к отставанию мусульманских стран от Запада. Теперь необходимо это отставание ликвидировать, а для этого мусульманам следует получать хорошее образование, быть эрудированными в фундаментальных направлениях науки, постоянно совершенствовать свою квалификацию. Образцовый мусульманин, получив высшее образование, активно участвует в жизни общества, своим добросовестным трудом доказывает правильность своего выбора.
Одним из главных показателей мусульманской семьи является ее материальная стабильность. В Коране и Сунне отвергается монашество, аскетизм, отрешенность от земных благ. Забота о своей семье, ведение честного бизнеса, воспитание в себе предпринимательских, деловых качеств, совершенствование профессиональных навыков провозглашается важнейшим качеством современного мусульманина.
Правда, современные рыночные механизмы, существующие в мире, вступают иногда в повседневной жизни нашей в противоречие с нормами мусульманской морали. Это касается работы мусульман в кредитных учреждениях, получения кредита, ипотеки, вопросов лизинга. Понятно, что людям выгодно пользоваться кредитами, покупая не только крупные товары (машина, квартира и т.д.), но и самые мелкие вещи (телефоны, ТВ, ПК и т.д.). Но не секрет, что при этом они нередко обманываются и переплачивают стоимость товара. А ислам устанавливает полный запрет на ростовщичество, исключая возможность извлечения наживы из затруднения людей. Сейчас на Северном Кавказе появились представители крупных исламских банков, будут открыты филиалы, где мусульмане смогут проводить различные финансовые операции, в том числе лизинг, когда банк покупает в пользу клиента в свою собственность некий товар и заключает с клиентом договор аренды с последующим выкупом. То же касается и ипотеки. Человек берет не деньги под процент, а заключает договор аренды. Все это для нас не только ново и непривычно, но и требует порой глубокой внутренней культурно-психологической перестройки.
Вся многонациональная и поликонфессиональная Россия находится сегодня накануне выбора траектории своего развития на стратегическую перспективу. И сам этот выбор, и успешность движения по избранному пути зависят от консолидации наших общих усилий. И очень важно, чтобы каждый этнос и каждый регион сознательно и ответственно определил свое место в общем ряду. Школа, система образования в целом призвана сыграть в этом процессе исключительно важную роль, особенно в таком регионе, как горский Северный Кавказ.

Материал напечатан в газете «Вести образования»
Все о том же...
Некоторые цитаты из стенограммы заседания экспертной группы по обновлению "Стратегии-2020" №8 от 21 июня 2011. Эта группа разрабатывает направление «Образование».

Мне показалось интересным  предложить моим коллегам для размышлений несколько высказываний ведущих экспертов по проблемам современной системы образования. Встреча проходила в Высшей школе экономики.

Реморенко И.М.
Мне кажется, для нашего образовательного сообщества это тоже вызов. Здесь вряд ли мы сможем найти такие барьеры, которые в итоге не позволят решать задачи через Skype. У меня тоже с этим проблема, с детьми – они тоже решают задачи там, через Skype или через Интернет. Мне кажется, задачи должны становиться распределенными. Задачи, которые даются группам ребят, которые дают возможность каждому проявиться – такие варианты есть, такие технологии в образовании есть. И вот этот этап технологических изменений сейчас наступает, которые бы не огораживали бы прогресс, а давали возможность его использовать на достижение новых образовательных эффектов, проявить себя в команде, максимальное количество идей сгенерировать, помочь другим и т.д. и т.п. Мне кажется, с этим мы еще и не приступали работать. Все.
Адамский А.И.
И ключевой вопрос, на который мы не можем дать детям ответ: а для чего учиться? Я уже эту историю рассказывал, извините за повтор. Я  однажды был на факультативе по литературе, где дети с учительницей изучали «Анну Каренину», и одна девушка, которая очень близко к сердцу приняла эту историю, встала и со слезами на глазах сказала: Мария Ивановна, а зачем вот мы это проходим? На что Мария Ивановна гениально ответила. Она сказала: Катя, в жизни пригодится.
Л.Л. Любимов
Начиная с 5 класса, по всем остальным предметам, каждый месяц производится ЕГЭ в матричной форме и независимо. Это образ жизни. И дети, которые проходят через эти семь лет, через сотню вот этих мини-ЕГЭ имеют другой образ жизни, и они никогда ничего не списывают. Это другие граждане. Мы же обсуждаем то, что выходит на конце вот этой самой школы.
Е.Б. Галицкий
Вот у меня чувство стыда – огромное, что огромное количество детей пошли на обман, сдавая  экзамены, и мы взрослые на это реагируем: ну а кто в России не ворует? И это мне кажется очень печальный  результат, и очень печальный диагноз результатов образования и выхода образования. Вот это самый основной результат – массовые подлоги при сдаче ЕГЭ. Вот это мне кажется ключевой результат, который фиксирует и  диагностирует систему образования.
К.М.Ушаков
Как реформу армии торпедируют военные, как реформу медицины или МВД торпедируют, так точно так же реформу образования в первую очередь не допускают педагоги. Мне, кажется, не дадут времени обсуждать причины этого, тем не менее, это факт. Их миллион двести тысяч. А вот это то, что мы сейчас имеем, – это плата за неуважение. Да? За то профессиональное унижение, которое эта корпорация испытывает. Как видите, сопротивление совсем не слабое, и ничего происходить не будет потому, что управление этой реформой абсолютно неправильное, тут кучу ошибок обсуждать снова некогда, да?
И.Б. Абанкина
Вы знаете, общество на самом деле не поддерживает реформы, и надо быть открытыми к этому, но оно не просто не поддерживает, оно знает то, что оно хочет. И то, что оно хочет, категорически не совпадает ни с какими модернизационными реформаторскими проектами. И вот эта ситуация сложилась именно сейчас, в том числе за последние годы, невозможно закрыть на это глаза. Действительно невозможно, образ будущего – это наше советское прошлое, и они его уже артикулировали! И оно, конечно, существует. Оно всегда окрашено положительно, эмоционально положительно, и оно действительно не совпадает со стратегическими целями развития ни каждого отдельно, ни семьи, ни профессиональных групп.
На веру
Мне довелось несколько раз побывать в Троице-Сергиевой лавре сперва в Загорске, затем уже в Сергиевом Посаде. Как видите, это было давно. Для меня, партийного «воинствующего атеиста», тогда посещение Лавры произвело огромное впечатление. Очень важно, чтобы мы, учителя, учащиеся, как можно чаще ездили бы по стране, миру. В рамках ПНПО или «Нашей новой школы» можно было бы выйти с идеей создания федеральной системы образовательного туризма. Мы должны больше и лучше знать друг друга. Многие наши беды происходят из-за нашей джахилийи (незнания), да еще и не хотения учиться.

В Московской духовной семинарии, где мы ждали начало лекции, к нам подошли несколько семинаристов и, узнав, что мы ждем профессора Алексея Осипова, заявили, что они нам завидуют, что это самый любимый их преподаватель. Мы настроились увидеть православного святого, и когда пришел совершенно обычный человек, без фаворского света над головой, взгрустнули. Но когда он заговорил, да еще и как, и заявил, что он неверующий, и оказалось, что в самом центре русского православия преподает человек, который не может себя назвать верующим, стало совсем интересно. Он говорил о том, что многие верующие или себя так называющие полны самомнения, лукавства, лицемерия, тщеславия, фантазерства. «Весь человек полон нетронутых страстей, тронь, завоняет», а он собрался «Прямо в рай, прямо в рай, только ножки поднимай». И в конце Алексей Ильич заявил: «О если бы верующие люди были бы достойны своих религий!». Трудная это ноша – быть верующим, особенно мусульманином. Рассказывают о том, что, когда пришли миссионеры в один высокогорный аул и начали проповедовать веру в единого Аллаха, люди поинтересовались, что должен делать правоверный мусульманин. Им объяснили, что есть пять обязательных столпов веры:
1.Исповедание: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его».
2.Молитва. Обязательный каждодневный пятикратный ритуал. Перед молитвой правоверный обязан совершить омовение (абдез), обряд очищения – мытье рук, ног и лица. Если нет воды, ее заменяет песок.
3.Пост. Главный – Рамазан (Рамадан), длится месяц, от рассвета до заката не имеют права ни есть, ни пить, ни курить и т.д.
4.Милостыня. Обязательная милостыня – закят, дополнительная – садака – добровольное подаяние.
5.Хадж. Паломничество. Каждый мусульманин хотя бы один раз в жизни должен посетить святые места в Мекке и поклониться Каабе.
Горцы послушали миссионеров и сказали, что им эта вера по душе, но одно условие они не могут принять: «Как можно пять раз в день мыть руки, ноги, лицо?!». Если мы спросим у учителей, каждый ли из нас два раза чистит зубы (утром и вечером), а что у нас с курением в школе, принят закон, но прекратилось ли курение? Большей частью убеждения усваиваются человеком в самом раннем детстве на веру. Успех финской системы образования связан в первую очередь с тем, какое большое значение они придают дошкольной и начальной подготовке детей. Когда ребенок возрастает, он уже не может вычеркнуть или переписать из подсознания моральные и нравственные аксиомы. Представьте себя на месте пророка Мухаммеда, когда его религиозные представления потребовали внесения поправок в нравственную и моральную области. Многие заповеди, усвоенные с детства, нужно было полностью или бесследно стереть и вместо них записать информацию в ту же самую сферу сознания, где были аксиомы и формулы, принятые на веру. И пророк путем самовнушения, в сорокалетнем возрасте, словесными обращениями к Богу, наделенному безграничной властью и могуществом, смог это сделать. Вот эти слова молитвы, с которыми он обращался к нему: «Буду любить Бога! Буду совершать поступки, заслуживающие его любви! Сделаю свое сердце невинным, а язык правдивым! Буду избегать порока, буду тверд в вере и приобрету милость в глазах Бога!».
Разве можно назвать верующим мусульманином (православным, иудеем, буддистом) человека, совершающего чудовищные злодеяния или преследующего другого по вере, цвету кожи и т.д.? Они точно не мусульмане. Это люди, потерявшие право носить священное звание верующего человека! Мы не должны питаться слухами и мифами друг о друге. Хотя бы страх должен заставить нас всех сегодня задуматься о примирении людей на нашей земле. Согласно Корану, каждый мусульманин есть свободный человек. Общественное благосостояние, равенство и справедливость являются также и исламскими принципами. Для нас, меня и моих друзей, работников образования, «школьников», как называет нас наш друг, большое значение имеет то, что откровение начинается с повеления: «Читай!». Специалисты пишут, что на арабском «Читай!» означает не только чтение, но и «читай наизусть, провозглашай», и даже «говори, произноси». От Бога зависит не только биологическое существование человека, но для мусульманина он основной источник знаний. Мусульманам предписано, вне всякого сомнения, быть «ахль аль-китаб» (народом Книги). Коран в переводе означает «Чтение». Хорошо то, что предписано Богом, плохо то, что им запрещено, ничто само по себе не есть ни плохое, ни доброе. Аллах добр и милосерден только потому, что захотел быть таким, потому что он один и есть единственное Добро и единственное Милосердие в мире.
Сегодня появление в школе верующих учащихся и учителей – это реальность. В зависимости от многих факторов преобладает та или иная вера. В Голландии я видел школу, где было «сердце» – комната, в которой были предметы, изображения, рассказывающие о мировых религиях. И каждый в этой школе может сюда прийти и помолиться. По большому счету, каждая школа, как живой организм, тоже имеет свое мировоззрение, лицо, или должна ее иметь. Определяют это участники образовательного процесса: учащиеся, родители, учителя. При этом мы должны понимать, что, имея разные религиозные традиции, должны жить вместе в светском государстве, содействуя достижению взаимного понимания, признавая особую роль православия в истории нашего государства, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии. Сегодня мы видим в обществе настороженное отношение к исламу. Ты можешь быть каким угодно сектантом, но лучше не будь мусульманином.
В странах Западной Европы даже выдвигали модель удобного, безвредного ислама: муслимы, которые не строят мечетей, не молятся и не постятся, не покрывают своих волос и не совершают паломничества, но которые пьют вино и пиво, – такие люди действительно не создают проблем для интеграции. По традиции в нашей стране тот, кто не пьет вообще, вызывает особую тревогу и озабоченность окружающих. Это еще и последствие нашего недалекого прошлого, когда стукачество и доносительство были в почете. Когда в прошлый раз я писал о навигаторе, намекал на то, что глобалистика и все, что с ней связано, в мировой политике органично ложатся на исламскую традицию. Пресловутый фанатизм муслимов – это свойство не ислама, а человеческой природы. Вы только посмотрите, что творится на наших стадионах и вокруг них во время футбольных матчей?! Роберто Карлос, в которого кинули банан в Самаре, заявил, что у них в Махачкале так не поступили бы. А Лучано Спалетти, тренер «Зенита», в следующий раз предложил принести ему банан, чтобы он мог съесть такой полезный фрукт.
Каждое доброе дело есть любовь
В Москву на весеннюю «Эврику» мы поехали на машине втроем: Сулейман Моллаев, Миша Лихов и автор этих строк.
В машине, которую вел Миша Лихов туда и обратно, стоял навигатор. Очень удобная вещь в пути. Впервые навигатор мы увидели и оценили, когда с группой эвриканцев путешествовали по Голландии. Сегодня этим уже никого не удивишь. GPS-навигаторы, которые стали главными помощниками автомобилистов и водителей-дальнобойщиков, туристов, охотников и любителей водных путешествий, оснащены картами и помогают не только определить свое местонахождение и дорогу до нужной точки, но и составить оптимальный маршрут следования. Вся информация выводится на цветной дисплей, плюс голосовая подсказка. Мы смогли спокойно добраться до гостиницы в Измайлово, до этого приходилось или вызывать знакомых, или нанимать такси. И меня поразило, что все это происходит с помощью американского спутника, миллионы людей получают не только важную услугу, но и находятся под неусыпным наблюдением из космоса. Скоро заработает аналогичная система ГЛОНАСС в нашей стране: под контролем будет весь общественный и личный транспорт. А ведь в Коране об этом уже было написано.

Вера

Среди ангелов, вера в которых является одним из главных постулатов, есть разряд, называемый моаккибат, которые приставляются ко всякому смертному для наблюдения за ним. Один приставлен по правую руку, другой по левую. Они замечают каждое слово и каждый поступок. После окончания каждого дня они улетают на небо с письменным донесением. На следующий день два подобных ангела выполняют ту же работу.
Всякое доброе дело записывает ангел, стоящий справа, записывает он десять раз, и если смертный совершает грех, тот же благосклонный дух говорит своему товарищу слева: «Не записывай, подожди семь часов, может быть, он раскается, и по молитве своей получит прощение». Когда ангел смерти Азраил исполняет свое дело и труп предается могиле, два черных ангела, Мункир и Накир, с мрачным ужасающим видом являются туда для допроса; в то же время душа вновь соединяется с телом и остается в нем, пока производится испытание. Умершему приказывают встать и затем спрашивают его по двум важным статьям веры: о единстве Божьем, а также о делах, совершенных умершим при жизни. Если ответы удовлетворительные, душа тихо вылетает изо рта, а тело остается в покое, если же нет, то душу выдергивают из тела с мучительной болью. Для удобства этого дознания мусульмане хоронят своих мертвецов в пещерах или в могилах со сводами, причем оборачивают в саван, в гроб же не кладут. Некоторые мусульмане верят, что души истинно верных принимают образ белоснежных птиц, помните «Журавлей» Р. Гамзатова?
Души неверных ввержены в недра земли, где в страхе ожидают наступления суда.

Уважение

Современный мусульманин должен быть человеком принципиальным, имеющим свою гражданскую позицию. Он должен быть правдивым, верным своему слову, смелым. Только так он может добиться признания среди окружающих его людей, в числе которых единоверцы и иноверцы, атеисты или язычники. Только искреннее и справедливое отношение ко всем, кто рядом с тобой, является условием и основой сосуществования и процветания твоего народа. Он также должен признавать свои ошибки открыто и принимать более правильные решения, показав сильную волю и стойкость нрава. Однажды воины-мусульмане стали спорить, что делать с пленными. Одни выступали за то, чтобы убить, другие – отпустить. Когда они обратились за советом к Пророку
Мухаммеду, он сказал буквально следующее: «Эти – верующие, их создал Бог. А эти – неверующие, но их тоже создал Аллах». Мы должны уважать личность, индивидуальность. Верить или не верить – личное дело каждого.
Мы никогда не должны наносить оскорбление или причинять насилие, вызывая другое насилие, что еще хуже. Ко всем мы должны воспитывать терпимость. Конечно, верующему это сделать легче, какой бы веры он ни был, потому что его «личность более теплая и любовная». Доброта души мусульманина должна выражаться в благотворительности и справедливости. «Добродетель не в том состоит, чтобы обратить свои лица на восток
или запад, добродетельны те, которые веруют в Бога и в последний день, в апостолов, и в книгу, и в пророков; те, которые из любви к Богу дают помощь близким и сиротам, просящим, соблюдают обязательства,
терпеливы в несчастье, в тяжкие времена, вот кто праведные и боящиеся Господа».

Милосердие

Я иногда спрашиваю своих ребят, как они относятся к людям, которые просят милостыню. Звучит чаще всего положительный отзыв. Следующий вопрос: а если они попросились к вам переночевать, вы пустите? Тут уже готовых пустить к себе в дом гораздо меньше, перечисляют риски: заразные болезни, вши, могут украсть, а если нападут ночью и т.д. Третий вопрос: кто же пустит к себе в дом скорее – верующий человек или неверующий?
Ответ однозначен: конечно, верующий. По учению ислама, из трех основных религиозно- нравственных заповедей – молитвы, милостыни и поста – вторая наиболее важная. Быть милосердным способен каждый из
нас: «Знаешь ли, что есть вершина добродетели? Выкупить пленного, накормить во дни голода сироту, ближнего и нищего». Сейчас, когда в системе образования вовсю развивается добровольческое (волонтерское) движение,
обеспечивая формирование у учащихся гражданственности и активной жизненной позиции, школа и религиозные организации могли бы установить деловые партнерские отношения. Добровольчество может стать
эффективным способом обеспечения возможности самореализации и самоутверждения детей, развития у них важных нравственных качеств и навыков социального поведения, воспитанию чувства ответственности. А
для этого нам надо создавать открытую образовательную среду, позволяющую включить местное сообщество в пространство обучения и воспитания школьников, используя его ресурсы и учитывая широкий спектр потоков
социализации детей. Милосердие, милостыня, искреннее сострадание входят в понятие любви, по
исламу. «Каждое доброе дело есть любовь. Ваша улыбка перед лицом брата вашего есть любовь; если увещеваете своего ближнего к добродетельной жизни, то это все равно что даете ему милостыню; если вы указываете дорогу заблудившемуся путнику, то это тоже любовь; ваша помощь слепому – тоже любовь; убирание с дороги камней, терний и других препятствий – тоже любовь; напоить жаждущего – тоже любовь».

"Как глупо так и эдак воспевать свои суждения об этом и о том! Ведь если ислам покорность означает Богу, мы все живем и все умрем в исламе."Иоганн Гете.
В начале было слово...
Недавно на уроке один из десятиклассников (Азамат Машитлов)спросил: «Имеет ли право мусульманин убить человека?», на что я ему ответил, что две мировые религии (ислам и христианство) оправдывают убийство человека человеком, несмотря на свою гуманистическую сущность.

В первую очередь оправдывается убийство врагов мусульман, ислама, Аллаха. А ведь неприкосновенность личности – гарантия, которую даровал человеку Бог! Не оправдывает убийство самая древняя мировая религия – буддизм. Для меня было удивительно прочитать, как представитель самой гуманной и самой «атеистической» мировой религии, знаменитый буддийский лама Оле Нидола в качестве одной из самых главных угроз человечества назвал ислам. «…в нем смешаны политика и религия, и потому, что он регулирует все в жизни человека, не оставляя никакого пространства для собственного выбора». Далее он обвиняет ислам в том, что нет у него цели, или в том, что цель – человек, который от начала до конца следует книге, написанной 13 столетий назад.

Представители же ислама считают, что утверждение, что религия – личное дело каждого, не совсем верно. Помните ленинское «Жить в обществе и быть свободным от общества…»? Личность не может быть отделена от других людей, общества. Человек и общество – единый живой организм. Религия не нужна одному, а нужна всем для ведения общих дел. Если религиозные убеждения и дела не связаны с общественной жизнью, они бесполезны. Точно так же знания, которые получают наши ученики, если не связаны с их жизнью, не имеют практической направленности, являются большей частью бесполезными.
Поделиться