Система образования Польши

16 января 2017 - Администратор
Система образования Польши

 Знакомство с системой образования Польши началось  с встречи с организаторами, бывшими выходцами из России и СНГ, которые хотят  нормализовать взаимоотношения между нашими странами,  хотят мирного сотрудничества, дружбы между гражданами России и Польши.  

 И в первую очередь их интересует изучение русского языка, привитие своим  детям любви к исторической Родине. Они сами организовали в Варшаве школу, которую посещают около тридцати детей под удивительным названием «Заварка», где изучают не только язык, литературу, но организовывают дополнительные занятия по основным предметам.  Затем была представлена   презентации на тему местного самоуправления в Польше.  Граждане Польши могут иметь непосредственное влияние на распределение денег в местном бюджете. Он называется  «партиципаторный бюджет», то есть бюджет с участием местной общественности.  Такой бюджет, названный также гражданским – это новая форма сотрудничества между властями и жителями.  Благодаря такому бюджету поляки смогли  непрерывно инвестировать в образование на протяжении последних двадцати пяти лет.  Доля собственных средств городовв реализации задач, охватываемых субвенцией, на протяжении последнихлет формировалась в интервале от 20 до 40%.  Благодаря действиям местного самоуправления, значительно изменились условияобучения учащихся, работы учителей и других работников.  Радикально позитивные измененияпроизошли в области спортивной инфраструктуры учреждений образования, устраняются архитектурные барьеры.На протяжении лет система образования несколько раз подвергалась  структурным изменениям. Это было связано, в частности, с преобразованиемвосьмилетней начальной школы в шестилетнюю, созданием гимназий, преобразованием средних школ в школы послегимназиального типа, созданиемсистемы методических консультаций для учителей. Изменилась также система финансирования образования. В 2000 г. был внедрен алгоритм начисления части общей образовательной субвенции, в который ежегодно вносятсяизменения.Нельзя не упомянуть об изменениях в системе оплаты труда учителей, связанные с введением ступеней карьерного роста. Изменился также статус технических сотрудников школ и дошкольных учреждений, а также система их вознаграждения. Все это привело к тому, что польская система образования сейчас называется в числе самых передовых в Европе, хотя  экономические показатели страны оставляют желать лучшего.

 Посещение департамента образования муниципального округа Варшавы -Макота – в округе функционируют как государственные так и частные  школы и садики, примерно 50 на 50. Государство финансирует образовательные учреждения, несмотря на учредительство, одинаково. В Польше  шестилетняя начальная школа. Первые три года один учитель преподает интегрированные предметы, затем  специалисты ведут отдельные предметы. Это позволяет видеть систему и легче понять целостное восприятие мира. Сама система построена так: <o:p></o:p>

А) Дошколка (с3до 6 лет);<o:p></o:p>

Б) Начальная школа ( с 6-7 до 11 – 12 лет)<o:p></o:p>

В) Гимназия (7-9кл.)<o:p></o:p>

Г) Лицей (10 – 11 кл.)<o:p></o:p>

 В беседе с заместителем бурмистра и начальником департамента образования выяснили, что реформа польской системы образования основано на поддержке многообразия и поддержке  директоров с авторской позицией. Есть базовая образовательная программа на основе которой школы могут создать и принять свою программу… Религию преподают во всех классах, до 18 лет родители решают какую религию (религии или этику) будет изучать их ребенок. Существует подобие нашего ЕГЭ, Матура: обязательны для сдачи польский язык, иностранный язык и математика, а также предметы по выбору.  Есть базовый уровень и расширенный. В классах в среднем по 20 – 25 детей, чтобы посадить 26 ученика нужно получить согласие родителей остальных детей. Сейчас  правительство подготовило реформу образования, к которой все отнеслись  не очень положительно, потому что оно связано с укрупнением школ и меняется система квалификации. На входе одной из школ, которую мы посетили,  висел плакат: Министр! Не трогай нашу школу! По всей Польше создаются протестные комитеты. Кстати  назначают директоров на конкурсной основе, как и у нас,  но контракт заключают сразу на 5 лет. <o:p></o:p>

Система повышения квалификации является интегрированной  и охватывает общее и высшее образование,  состоит из: <o:p></o:p>

1.Польской рамки квалификации<o:p></o:p>

2.Интегрированного реестра квалификаций.<o:p></o:p>

3. Стандартов обеспечения качеств квалификаций.<o:p></o:p>

4.Принципов валидации т.е. подтверждения компетенций<o:p></o:p>

5. Системы накопления и переноса  достижений.<o:p></o:p>

Польская рамка квалификаций состоит из восьми уровней ( общее образование – пять уровней). Уровни определяют требования выполняемые детьми  по трем аспектам:  знания (объем и глубина понимания), навыки (решение проблем и применение знаний на практике, обучение и общение), социальные компетенции (идентификация, сотрудничество, ответственность).<o:p></o:p>

 Большое впечатление произвело посещение Центра науки «Коперник», которая проводит большую просветительскую работу среди учащихся, одна группа детей  из школ на специальных автобусах, сменяла другую по специальному расписанию. Можно было не только трогать экспонаты, но и самому создавать, пробовать, творить. Лаборатории, театр роботов на разных языках, в том числе на русском, тренажеры, макеты действующие, квалифицированный персонал, который работал с каждым ребенком, все это было очень достойно.  Совсем рядом с ним находится  библиотека  Варшавского университета. Современный комплекс с удивительной архитектурой и повышенной комфортностью.<o:p></o:p>

 Посещение школы для неблагополучных подростков «КАНТ».  Цель школы: адаптация детей к современной жизни. Кант означает угол, каждый ищет в жизни свой угол, не зря ведь в детстве малышей  ставили в угол,  а кое – где взрослых и к стенке. (шучу)<o:p></o:p>

Три главных правила:<o:p></o:p>

1.     В школу ходить обязательно. Если пропустил более 20%, будешь отчислен.<o:p></o:p>

2.     На территории школы запрет на наркотики, алкоголь.<o:p></o:p>

3.     Запрет на агрессию вербальную и физическую, по крайней мере на территории школы. Учитель за пределами школы не имеет права вмешиваться в личную жизнь подростка.<o:p></o:p>

Принципы работы персонала школы:<o:p></o:p>

1.     Мусор не спрячешь<o:p></o:p>

2.     Солидарность друг с другом<o:p></o:p>

3.     Не ставить на первое место второстепенные вопросы учащихся и коллег (внешний вид, сигареты и т д.<o:p></o:p>

В классах по 15 человек, есть классный руководитель и социотерапевт, который не ведет уроков, но сопровождает детей во время их пребывания в школе.<o:p></o:p>

Инклюзивное образование является неотъемлемой частью польской системы обучения на протяжении всей жизни каждого человека.<o:p></o:p>

 

В один из дней, мы обедали в кафе, которое принадлежало инвалидам с детства. Конечно, им помогают здоровые сотрудники, но в основном работают сами.   Родители, которые организовали для них этот бизнес считают, что должны их научить жить самостоятельно, без родительской опеки.<o:p></o:p>

Во время подведения итогов  в Пресс-центре для стран центральной и восточной Европы  организаторами стажировки было предложено  озвучить, что понравилось и не понравилось.  Мне кажется,  что польский опыт для нас важен, тем как происходит:<o:p></o:p>

     1.Поддержка государством частно – государственного партнерства в системе образования (государственная дотация).<o:p></o:p>

2.Создание общественных фондов развития образования. Распределение ресурсов через грантовые конкурсы. Появление института экспертизы, а через нее появление возможности независимой оценки образовательной деятельности.<o:p></o:p>

3… Изменение роли библиотек. Оптимизация через информатизацию, повышение комфортности, клубная работа, возможность для детей делать домашние задания, организация питания.<o:p></o:p>

4.Организация Центров науки, в том числе передвижных, организация фестивалей науки.<o:p></o:p>

5. Организация школы для неблагополучных детей (диагностика, творчество, спорт, демократическое устройство) Профессия: социотерапевт.<o:p></o:p>

6. Создание условий для детей с особыми потребностями. Сетевая школа.<o:p></o:p>

7.  Соотношением польской квалификационной рамки с европейской квалификационной рамкой в контексте обучения на протяжении всей жизни.  Назначение директоров на конкурсной основе, как и у нас,  контракт заключают сразу на 5 лет.

 

<o:p></o:p>

 

 

 

 

 

 

Комментарии (0)
Поделиться