Краткая аннотация учебных предметов

Краткая аннотация учебного предметаЛитература. Родная литератураИстория России. Всеобщая история; География; Математика и информатика; Природоведение; Физика; Биология.

Знания и умения, получаемые учащимися в результате изучения предмета: Математика; Алгебра; Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей; Геометрия; Русский язык; Литература; Иностранный язык; География; Информатика; Биология; ОБЖ; Изобразительное искусство; Технология; История; Обществознание (включая экономику и право); Физическая культура.

 

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования представляют собой систему культурных предметных способов и средств действий в определенной предметной области и могут быть получены как в учебной деятельности обучающихся, так и в других видах: проектной, исследовательской, творческой и т.п.

 

Литература. Родная литература:
В данном учебном предмете выделяются следующие аспекты предмета, которыми овладевают учащиеся:
— понимание художественного произведения как условной картины мира и как авторского послания читателю;
— восприятие основного эмоционального тона (пафоса) текста;
— различение Автора, Героя и Рассказчика, их точек зрения, оценок и смыслов;
— понимание взаимодействия содержания и формы в художественном произведении, владение законом выразительной художественной формы;
— понимание принципиальной неполноты художественной картины мира, готовность и способность к ее восполнению, т.е. к читательскому сотворчеству с автором;
— знание культурно-исторического контекста, в котором создавалось произведение, понимание его влияния на автора и его творчество;
— создание собственной интерпретации прочитанного произведения;
— оформление результатов читательской деятельности в полноценный культурный продукт (читательский отзыв, рецензия, эссе, стилизация, пародия и т. п.).
Эти аспекты владения предметом достигаются в процессе освоения определённого объема учебного материала по отечественной и мировой литературе (корпус художественных текстов, теория и история литературы).
Набор предметных умений и знаний:
— Понимание художественного произведения как условной картины мира и как авторского послания читателю:
• представление о художественной литературе как об искусстве слова, т.е. как об одном из видов искусства;
• понимание условности картины жизни в произведении искусства, осознание её принципиальной «нетождественности» действительности;
• осознание художественного произведения как творения автора, обращённого к читателю и несущего авторские смыслы и оценки .
— Восприятие основного эмоционального тона (пафоса) текста и его оттенков:
• определение эмоциональной гаммы произведения, различение основного эмоционального тона и его оттенков;
• овладение соответствующим эмоциональным словарём как средством внешнего выражения своего понимания и диалога о произведениях искусства.
— Различение Автора, Героя и Рассказчика, их точек зрения, оценок и смыслов:
• понимание того, что в художественном произведении могут быть представлены разные точки зрения, несовпадающие оценки одних и тех же событий, явлений, поступков.
• умение находить в тексте, по соответствующим авторским «вехам», оценки и смыслы героев, рассказчика и автора, выраженные с помощью различных художественных средств и приемов.
— понимание взаимодействия содержания и формы в художественном произведении, владение законом выразительной художественной формы:
• владение понятием родового деления литературы (эпос, лирика, драма) как средством, определяющим различные читательские установки и «стратегии»;
• владение разнообразными приёмами художественной выразительности (от системы персонажей и сюжетно-композиционных особенностей до средств языковой выразительности) как средствами
1) построения картины мира, представленной в произведении,
2) проникновения в авторский замысел, понимания авторских смыслов и оценок, выраженных в произведении;
• умение интерпретировать художественную форму как носительницу определённого идейно-эмоционального содержания, умение создавать развёрнутую читательскую «партитуру» произведения
— понимание принципиальной неполноты художественной картины мира, готовность к ее восполнению, т.е. к читательскому сотворчеству с автором;
• умение по художественным деталям заполнять «лакуны» в тексте, готовность и способность «достраивать» произведение «по вехам» автора с помощью воображения.
• знание культурно-исторического контекста, в котором создавалось произведение, понимание его влияния на автора и его творчество:
• понимание и знание характерных содержательно-формальных признаков литературных произведений, созданных в определённый исторический период;
• умение находить в художественном произведении отражение идей, верований, и социальных отношений, характерных для определённого исторического периода и определённой страны;
• умение относить незнакомое произведение на основании его содержательно-формальных особенностей к определённому периоду развития литературного процесса и литературному направлению
— создание собственной интерпретации прочитанного произведения;
• умение на основании усвоенного материала самостоятельно создать читательскую «партитуру» произведения, не входящего в программу обучения;
• умение обосновать своё понимание произведения, выделяя и интерпретируя с этой целью соответствующие фрагменты и особенности текста;
— оформление результатов читательской деятельности в культурный продукт
• овладение литературными жанрами, адекватными читательско-критической деятельности;
• создание оригинальных литературных произведений (читательский отзыв, эссе, рецензия, стилизация, пародия и т.п.)


Общественно-научные предметы:
История России. Всеобщая история:
В данном учебном предмете выделяются следующие аспекты предмета, которыми овладевают учащиеся:
— понимание хронологических связей
— знание и понимание событий и изменений в обществе, роль исторических фигур
— историческая интерпретация
— историческое исследование
— организация и предъявление изученного материала
Эти аспекты владения предметом достигаются в процессе освоения объема учебного материала по истории родного края, страны и всеобщей истории.
Набор предметных умений и знаний:
— понимание хронологических связей:
• соотнесение события, персоналии и изменения с конкретными временными периодами истории;
• использование даты и соответствующей лексики при описании прошлого (древний, современный, до н.э, н.э., век, декада)
— знание и понимание событий и изменений в обществе в прошлом, роль исторических фигур:
• понимание характерных признаков изучаемых исторических периодов и обществ, включая идеи, верования, отношения и опыт людей в прошлом;
• понимание социального, культурного, религиозного и этнического многообразия в изучаемых обществах в России и мире;
• определение и описывание причин и результатов тех или иных исторических событий, ситуаций и изменений, возникавших в разные исторические периоды;
• описывание и умение найти взаимосвязи между главными событиями, ситуациями и переменами в различных обществах в разные исторические периоды;
— историческая интерпретация
• понимание, что прошлое может быть представлено и описано по-разному, и уметь объяснить причины этого;
— историческое исследование
• поиск нужного материала об изучаемых событиях, персоналиях и изменениях в обществе из серии различных источников информации, включая ИКТ ресурсы
• (например, документы, книги, газеты и журналы, базы данных, иллюстрации и фотографии, музыка, артефакты, исторические здания, а также посещения музеев, галерей и исторических мест)
• умение задавать и отвечать на вопросы, отбирать и записывать относящуюся к исследованию информацию
— организация и предъявление изученного материала
• отбор и организация исторической информации;
• использование дат и исторической лексики при описании изучаемых периодов
• предъявление полученных знаний и понимание истории различными способами
• (например, письменно, графически, используя ИКТ).

 

География:
В данном учебном предмете выделяются следующие аспекты предмета, которыми овладевают учащиеся:
— описание и понимание природных объектов и процессов, их изменений в природе;
— установление причинно-следственных связей между компонентами природы;
— работа с географическими источниками информации
— географическое исследование
— организация и предъявление изученного материала
Эти аспекты владения предметом достигаются в процессе освоения объема учебного материала по географии родного края, страны и общей географии.
Набор предметных умений и знаний:
— описание и понимание природных объектов и процессов, их изменений в природе:
• характеристика отдельных компонентов природы и хозяйства, пространственной организации природы, населения и хозяйства отдельной территории или страны;
• установление основных закономерностей возникновения, развития отдельных компонентов природы Земли, простейшее прогнозирование их дальнейшего развития;
• конструирование картографических изображений с целью описания и изучения отдельных природных объектов и процессов;
• соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
— установление причинно-следственных связей между компонентами природы, социальными объектами, а также природными и социальными процессами:
• выявление связей между отдельными компонентами природного комплекса, отраслями хозяйства, экономическими районами (регионами), странами мира, создающими целостность природы Земли и мирового хозяйства;
• установление и прогнозирование влияние природных условий на человеческую деятельность и, наоборот, ее воздействие на природу, изложение сути экологических проблем отдельных территорий;
• построение географических моделей с целью изучения связей между природными процессами Земли и их влияние на современный облик Земли;
— географическое исследование:
• проведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивание их последствия;
• простейшее картирование территории с целью проведения географического исследования на местности;
• использование простейших приемов анализа статистических данных при изучении отдельных территорий, сравнение полученных показателей, рассмотрение их изменения во времени, простейшее прогнозирование развития природных, хозяйственных и социальных проблем;
— работа с географическими источниками информации
• использование современных средств хранения географической информация (банк данных, геоинформационные системы), работа с различными источниками географической информации для получения необходимых сведений;
• использование карты для решения географических задач: ориентирование по карте и на местности, разработка маршрутов движения, измерение расстояний по карте, определение по карте количественных и качественных характеристик изображаемых объектов и процессов, нахождение по карте различных географических объектов, использование картографических источников для прогнозирования развития событий, для решения простейших производственных и бытовых задач, знание номенклатуры карты;
— организация и предъявление изученного материала
• отбор и организация географической информации;
• использование фактов и географической лексики при описании изучаемых природных и социальных объектов и процессов;
• предъявление полученных знаний и понимание географии различными способами (например, письменно, графически, используя карты, ИКТ).

 

Математика и информатика:
В данной предметной области выделяются следующие аспекты, которыми овладевают учащиеся: исследование функций; алгебраические преобразования; математическое моделирование; обработка и анализ статистических данных;- математические рассуждения; — координатный метод; — построение геометрических фигур; — геометрические измерения.
Эти аспекты владения предметом достигаются в процессе освоения объема учебного материала по математике, алгебре, геометрии и информатики.
Набор предметных умений и знаний:
— исследование функций:
• представление функции разными способами (аналитически, графиком, таблицей);
• преобразование графиков функций с целью получения новых функций из заданных;
• определение свойств функций (область определения, область значений, максимумы / минимумы, промежутки монотонности, промежутки знакопостоянства, четность / нечетность и т.д.);
• описание закономерностей с помощью рекуррентных соотношений и формулы общего члена последовательности (арифметическая и геометрическая прогрессии).
— алгебраические преобразования:
• вычисление значений выражений по заданным значениям переменных;
• тождественные преобразования алгебраических выражений;
• решение уравнений, неравенств, систем и совокупностей уравнений и неравенств с одной переменной.
— математическое моделирование:
• выявление зависимостей между величинами в предметных ситуациях и в ситуациях, описанных в текстах. Представление выделенных зависимостей в виде различных моделей (функций, уравнений, неравенств, их систем и совокупностей);
• выявление среди реальных закономерностей таких, которые могут быть описаны арифметической или геометрической прогрессиями.
— обработка и анализ статистических данных:
• различение детерминированных и случайных событий. Сравнение возможности наступления случайных событий по их качественному описанию;
• применение комбинаторных моделей для описания комбинаций объектов, случайных событий и расчета вероятностей событий;
• построение и анализ распределения дискретной случайной величины;
• нахождение оценки параметров закона распределения дискретной величины по случайной выборке.
• развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений;
• формирование умений использовать методы и средства информатики: моделирование, формализация и структурирование информации, компьютерный эксперимент при исследовании различных объектов, явлений и процессов; формирование умений использовать основные конструкции процедурного языка программирования, основные алгоритмические конструкции.
— математические рассуждения:
• описание математических объектов с помощью определений;
• доказательство теорем;
• построение контрпримеров.
— координатный метод:
• представление геометрических фигур с помощью систем и совокупностей уравнений и неравенств;
• построение геометрических фигур по их алгебраическому описанию;
• выполнение операций над векторами;
• моделирование геометрических конфигураций с помощью векторов.
— построение геометрических фигур:
• моделирование форм реальных объектов с использованием идеальных геометрических образов;
• конструирование геометрических объектов по их описаниям;
• построение фигур с помощью циркуля и линейки;
• построение чертежей по условиям задач;
• геометрические преобразования фигур.
— геометрические измерения:
• измерение геометрических величин с помощью инструментов (линейка, транспортир и др.);
• вычисление значений геометрических величин по формулам.

 

Естественно-научные предметы:
Природоведение:
В данном учебном предмете ведущей содержательной линией является владение способами познавательной деятельности, необходимые для изучения систематических естественно — научных курсов:
— описание результатов собственных наблюдений или опытов в словесной форме или в виде предложенной таблицы; различения в описании опыта или наблюдения цели, условия его проведения и полученные результаты;
— ответы на вопросы о значении величин по графику зависимости (температуры, давления и др.) от времени;
— следование инструкциям при работе с лабораторным оборудованием и измерительными приборами;
— подбор не менее двух источников информации по заданной тематике (при использовании открытого доступа к 10-12 книгам естественнонаучного характера или 1-2 электронным изданиям);
— нахождение значений указанных терминов в терминологическом словаре; названия представителей растений и животных с использованием атласа-определителя растений и животных;
— работа с текстами естественнонаучного содержания;
— описание внешнего строения животных и растений по предложенному плану; внешнего вида изученных тел и веществ;

 

Физика:
В данном учебном предмете выделяются следующие аспекты, которыми овладевают учащиеся:
— описание и понимание физических явлений
— физическое исследование
— математическое моделирование физических процессов
— физико-математические интерпретации
Эти аспекты владения предметом достигаются в процессе освоения учебного материала по физике. Набор предметных умений и знаний:
— описание и понимание физических явлений:
• знание и понимание экспериментальных и историко-логических оснований построения физических теорий (строение вещества, взаимодействие, движение);
• кинематический, силовой и энергетический способы описания и объяснения явлений;
• понимание динамических и статистических закономерностей в физике (детерминизм и вероятность);
• различение периодических и непериодических процессов;
• простейшие представления о симметрии, идеях сохранения;
• противопоставление моделей дискретного и непрерывного;
— физическое исследование:
• различение теоретического и экспериментального методов исследования;
• определение цели исследования, постановка адекватных исследовательских задач и подбор соответствующих средств их решения;
• умение проектировать и конструировать экспериментальные установки, адекватные поставленным задачам;
• умение пользоваться измерительными приборами и процедурами в условиях допустимой точности, оценивать погрешности измерений;
• умение представить экспериментальные данные в удобной для математической обработки форме;
• умение соотносить гипотезу с полученными результатами и делать адекватные обобщения;
• владение культурой физического эксперимента, соблюдение правил техники безопасности;
— математическое моделирование физических процессов:
• различение зависимых и независимых параметров (величин);
• различение скалярных и векторных величин, свободных, связанных и скользящих векторов и применение к ним адекватных операций;
• умение подобрать аналитическое описание выявленных зависимостей физических величин;
• умение выполнять и понимать смысл операций, связанных с процедурой усреднения;
• умение осуществлять процедуру аппроксимации с помощью графика в процессе связывания экспериментальных и теоретических данных;
• использование графика как средства интерполяции и экстраполяции, как средства оценки характера зависимости физических величин;
• умение использовать и преобразовывать знаковые систем (осуществление переходов между разными формами представления зависимостей) при сохранении физического содержания;
— физико-математические интерпретации
• кинематический, силовой, энергетический способы описания природных процессов и явлений как средство решения задач в естествознании;
• различение физического, химического и биологического взглядов на вещество;
• полевые модели в физике, биологии, географии;
• периодические процессы в живой и неживой природе;
• наука как основа решения задачи оптимизации природопользования (построения целесообразного, безопасного и экологического поведения человека);
• статистические закономерности как средство понимания, предсказания, управления процессами в разных сферах человеческой жизнедеятельности.



Биология:
Основные содержательные линии курса биологии предполагают изучение:
— разнообразия и иерархии живых систем как условия сохранения и устойчивого развития биосферы;
— структурно-функциональных связей в биологических системах;
— физиологических процессов организма в их взаимосвязи и динамике;
— способов передачи информации в онтогенезе и эволюции живых систем.
Благодаря этому у ученика складывается:
— представление о многообразии жизни на Земле и сложных взаимосвязях в биосфере;
— понимание уникальности и уязвимости жизни как природного явления;
— установка на здоровый образ жизни;
— уважительное отношение к мировой и отечественной науке.
В учебном предмете «биология» учеником должны быть освоены следующие основные способы организации и предъявления изучаемого материала:
— биологическое исследование (наблюдение за изменениями биологических объектов, биологический эксперимент) для выявления хода и условий протекания процессов в живой природе;
— моделирование биологических процессов и систем для оценки воздействия на них разных факторов и прогнозирования изменений;
— отбор и организация биологической информации в текстовой, графической и аудиовизуальной форме, в том числе средствами ИКТ.
Предметные результаты изучения биологии, проверяемые в соответствии с выделенными содержательными линиями и способами освоения содержания на изученном материале:
— понимание структурно-функциональных связей в биологических системах:
• определение функции биологической системы по её текстовому описанию или графическому изображению (например, функции органоида в клетке, функции ткани или органа в организме, роли живого существа в экосистеме);
• описание особенностей биологической структуры по её функции в биологической системе более высокого уровня организации (например, моделирование особенностей ткани для выполнения какой-либо функции в организме).
— знание и понимание биоразнообразия как условия сохранения и устойчивого развития биосферы
• установление принадлежности живых существ к определенному царству и типу (отделу) живой природы на основе знания характерных признаков организмов разных царств и типов (отделов);
• установление с помощью вспомогательных источников информации систематического положения животного или растения и описание структурно-функциональных особенностей его организма;
• оценка факторов, влияющих на биоразнообразие, на основе понимания существующей биоты как результата и этапа эволюции органического мира;
— понимание физиологических процессов организма в их взаимосвязи и динамике
• предсказание последствий для организма нарушения одного из основных физиологических процессов путем выявления прямых и обратных, положительных и отрицательных связей на основе знания физиологических функций и их нейро-гуморальной регуляции;
• оценка влияния на организм человека факторов среды;
• использование знаний о физиологических процессах для обоснования санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.
— знание и понимание способов передачи информации в онтогенезе и эволюции живых систем:
• использование знания генетических основ передачи наследственной информации для решения простейших генетических задач, оценки факторов генетического риска, понимания основ селекции и биотехнологии;
• выявление значения каждого из этапов размножения и индивидуального развития для самовоспроизведения биологического вида;
• объяснение возникновения приспособленности живых существ к их среде обитания на основе понимания естественного происхождения существующих видов растений и животных, знания механизма эволюционного процесса и доказательств эволюции
— биологическое исследование:
• проведение наблюдений за биологическими объектами (клетки, живые существа, экосистемы) с целью фиксации происходящих с ними изменений,
• анализ данных наблюдений и биологического эксперимента (описание результатов, извлечение выводов); анализ данных модельного эксперимента;
• планирование и проведение простейших биологических опытов, подбор материалов и объектов для их проведения.


В результате изучения в основной школе учащиеся могут по предметам
Математика
знать/понимать:
 существо понятия математического доказательства;
 примеры доказательств;
 существо понятия алгоритма;
 примеры алгоритмов;
 как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
 как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
 как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
 вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
 каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;
 примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
 смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь:
• выполнять устно арифметические действия:
 сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
 переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
 выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа;
 находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней;
 находить значения числовых выражений;
 округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
 пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
 решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
 решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
 устной прикидки и оценки результата вычислений;
 проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
 интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;


Алгебра
уметь:
 составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое;
 выражать из формул одну переменную через остальные;
 выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями;
 выполнять разложение многочленов на множители;
 выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
 применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
 решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
 решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
 решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
 изображать числа точками на координатной прямой;
 определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
 изображать множество решений линейного неравенства;
 распознавать арифметические и геометрические прогрессии;
 решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
 находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу;
 находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
 определять свойства функции по ее графику;
 применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
 описывать свойства изученных функций (у=кх, где к 0, у=кх+b, у=х2, у=х3, у =, у=, у=ах2+bх+с, у= ах2+n у= а(х- m) 2 ), строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
 выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
 моделирования практических ситуаций и исследований построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
 описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
 интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами;

 

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей
уметь:
 проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и примеры для опровержения утверждений;
 извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках;
 составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
 решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения;
 вычислять средние значения результатов измерений;
 находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
 находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
 выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
 распознавания логически некорректных рассуждений;
 записи математических утверждений, доказательств;
 анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
 решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
 решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
 сравнения шансов наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
 понимания статистических утверждений.


Геометрия
уметь:
 распознавать плоские геометрические фигуры, различать их взаимное расположение, аргументировать суждения, использовать определения, свойства признаки;
 пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
 изображать планиметрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач, осуществлять преобразование фигур;
 распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их; представлять их сечения и развертки;
 вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
 решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применять дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
 проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
 проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
решать основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки:
 угла, равного данному;
 биссектрисы данного угла; серединного перпендикуляра к отрезку;
 прямой, параллельной данной прямой;
 треугольника по трем сторонам;
 решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
 описания реальных ситуаций на языке геометрии;
 расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
 решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
 решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
 построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).


Русский язык
знать:
 изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;
уметь:
• производить все виды разборов:
 фонетический,
 морфемный,
 словообразовательный,
 морфологический,
 синтаксический,
 стилистический;
• составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;
• определять стиль и тип текста;
• соблюдать все основные нормы литературного языка;
• находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения;
• находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов;
• правильно писать изученные в 5-9 классах слова с непроверяемыми орфограммами;
• определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи;
• подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику;
• составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи);
• писать сочинения публицистического характера;
• писать заявление, автобиографию;
• совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своём тексте;
• свободно и грамотно говорить на заданные темы;
• соблюдать при обращении с собеседниками соответствующий речевой этикет.


Литература
знать:
• образную природу словесного искусства;
• общую характеристику развития русской литературы(этапы развития, основные литературные направления);
• авторов и содержание изученных произведений;
основные теоретические понятия:
 литература как искусство слова (углубление представлений),
 слово как жанр древнерусской литературы,
 ода как жанр лирической поэзии,
 жанр путешествия,
 сентиментализм (начальные представления),
 романтизм (развитие понятия),
 баллада (развитие представлений),
 роман в стихах (начальные представления),
 реализм (развитие понятия),
 реализм в художественной литературе,
 реалистическая типизация (углубление понятия),
 трагедия как жанр драмы(развитие понятия),
 психологизм художественной литературы (начальные представления), психологический роман (начальные представления),
 понятие о герое и антигерое,
 понятие о литературном типе,
 понятие о комическом и его видах:
• сатире, иронии, юморе, сарказме;
• комедия как жанр драматургии(развитие представлений), повесть (развитие понятия), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика( развитие понятий), притча (углубление понятия), силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма;
уметь:
 прослеживать темы русской литературы в их исторических изменениях;
 определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
 определять идейную и эстетическую позицию писателя;
 анализировать произведение литературы с учётом особенностей художественного метода и жанровой специфики;
 оценивать проблематику современной литературы в соотнесении с идейными исканиями художников прошлого;
 анализировать произведения современной литературы с учётом преемственности литературных жанров и стилей;
 различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
 осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
 сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
 использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой, включая в них элементы стилизации.


Иностранный язык
знать/понимать:
 основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний);
 основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
 особенности структуры простых и сложных предложений изучаемого иностранного языка; интонацию различных коммуникативных типов предложений;
 признаки изученных грамматических явлений (видо — временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
 основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика), принятые в стране изучаемого языка;
 роль владения иностранными языками в современном мире, особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру), сходство и различия в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
уметь:
• в области говорения
 начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
 расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
 рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и стране изучаемого языка;
 делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках пройденных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
 использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения;
• в области аудирования
 понимать основное содержание кратких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле/радио передач, объявления на вокзале/в аэропорту) и выделять для себя значимую информацию;
 понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ), уметь определить тему текста, выделить главные факты в тексте, опуская второстепенные;
 использовать переспрос, просьбу повторить;
• в области чтения
 ориентироваться в иноязычном тексте: прогнозировать его содержание по заголовку;
 читать аутентичные тексты разных жанров преимущественно с пониманием основного содержания (определять тему, выделять основную мысль, выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);
 читать несложные аутентичные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
 читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;
• в области письменной речи
 заполнять анкеты и формуляры;
 писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:
• социальной адаптации;
• достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного
• общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
• создания целостной картины полиязычного, поликультурного мира, осознания места и роли родного и изучаемого иностранного языка в этом мире;
• приобщения к ценностям мировой культуры как через иноязычные источники информации, в том числе мультимедийные, так и через участие в школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах;
• ознакомления представителей других стран с культурой своего народа; осознания себя гражданином своей страны и мира.


География
знать /понимать:
• основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
• географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
• различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
• специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
• природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь:
 выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
 находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
 приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
 давать краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
 определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
 применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
 называть (показывать) основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры, основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы, географические районы, их территориальный состав, отрасли местной промышленности;
 описывать природные ресурсы, периоды формирования хозяйства России, особенности отраслей, традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях, экономические связи районов, состав и структуру отраслевых комплексов, основные грузо и пассажиропотоки,
 объяснять различия в освоении территории, влияние разных факторов на формирование географической структуры районов, размещение главных центров производства, сельскохозяйственную специализацию территории, структуру ввоза и вывоза, современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
 прогнозировать возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
 ориентирования на местности; чтения карт различного содержания; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
 определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
 решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
 проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
владеть комплекс универсальных умений, необходимых для:
 познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
 сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
 ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
 соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей;
 осознания своей роли на Земле и в обществе;
 получения возможности планировать свое будущее на основе знаний о природно-экономических особенностях малой родины, страны, различных регионов Земли.


Информатика
знать /понимать:
• виды информационных процессов;
• примеры источников и приемников информации;
• единицы измерения количества и скорости передачи информации;
• принцип дискретного (цифрового) представления информации;
• основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
• разновидности и уровни языков программирования;
• принципы объектно-ориентированного и структурного программирования;
• назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь:
• выполнять базовые операции над объектами:
 цепочками символов,
 числами,
 списками,
 деревьями;
• проверять свойства этих объектов;
• выполнять и строить простые алгоритмы
• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс:
 открывать,
 именовать,
 сохранять объекты,
 архивировать и разархивировать информацию,
 пользоваться меню и окнами,
 справочной системой;
• предпринимать меры антивирусной безопасности;
• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов:
 объем памяти, необходимый для хранения информации;
 скорость передачи информации;
• создавать информационные объекты, в том числе:
 создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
 создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
 создавать записи в базе данных;
 создавать презентации на основе шаблонов;
 обрабатывать числовые данные средствами электронных таблиц; представлять числовые данные в виде диаграмм и графиков;
 составлять блок-схемы алгоритмов; реализовывать алгоритмы на одном из языков программирования;
 пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
 искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображения и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ(в том числе в форме блок-схем).
• проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей объектов и процессов;
• создавать информационные модели, в том числе для оформления результатов учебной работы;
• передавать информацию по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использовать информационные ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

 

Биология
знать /понимать:
• общие признаки живого организма;
• основные систематические категории;
• признаки вида, царств, отделов, классов, и семейств растений;
• подцарств, типов и классов животных;
• причины и результаты эволюции;
уметь:
• приводить примеры
 усложнения растений и животных в процессе эволюции;
 природных и искусственных сообществ;
 изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;
 наиболее распространенных видов и сортов растений и пород животных;
• характеризовать:
 строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;
 деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;
 строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов, организма человека;
 обмен веществ и превращение энергии;
 роль ферментов и витаминов в организме;
 особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
 дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности;
 иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;
 размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;
 вирусы как неклеточные формы жизни;
 среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
 природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;
 искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ.
• Обосновывать:
 взаимосвязь строения и функции органов и систем органов, организма и среды;
 родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;
 особенности человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью;
 роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;
 влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;
 меры профилактики появления вредных привычек, нарушения осанки, плоскостопия;
 влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду обитания, последствия этой деятельности;
 роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере.
• Распознавать:
 организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;
 клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;
 наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов; съедобные и ядовитые грибы.
• Сравнивать:
 строение и функции клеток растений и животных;
 организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;
 семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных, классы хордовых;
 царства живой природы.
• Применять знания:
 о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;
 о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;
 о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов, профилактики отравлений и заболеваний;
 о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;
 о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов.
• Делать выводы:
 о клеточном строении организмов всех царств живой природы;
 о родстве и единстве органического мира;
 об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции;
 о происхождении человека от животных.
• Наблюдать:
 сезонные изменения в жизни растений и животных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных;
 результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов.
• Соблюдать правила:
 приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
 проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений, поведения животных;
 бережного отношения к живым организмам, природным сообществам; поведения в природе;
 здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравлений грибами, растениями.


Основы безопасности жизнедеятельности
знать/понимать:
 принципы здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование и реализацию способностей и запросов личности, применять их с учетом индивидуальных особенностей, иметь представление о взаимосвязи духовного здоровья и безопасности жизни и жизнедеятельности;
 правила, владеть основными навыками и проявлять готовность к оказанию первой медицинской помощи, знать принципы предотвращения заболеваний и травм.
 понимать необходимость и проявлять готовность личного участия в защите Родины, иметь представление об основах обороны государства, знать основные положения о воинской обязанности граждан Российской Федерации;
 иметь представления о задачах, структуре и деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и в опасных ситуациях; иметь обобщенное представление о безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства и мирового сообщества на этапе перехода цивилизации к устойчивому развитию; понимать необходимость комплексного решения современных проблем безопасности;
 понимать принципы, знать правила, владеть навыками защиты в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
 быть подготовленным к гражданской и общественной жизнедеятельности: осознавать взаимосвязь личной безопасности с безопасностью общества, знать основы концепций безопасности России на этапе перехода к устойчивому развитию;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
 предотвращения опасной ситуации в повседневной жизни, в случае необходимости найти и реализовать выход из опасной ситуации с минимальным ущербом для себя и окружающей среды.


Изобразительное искусство
знать:
• о роли пространственных и синтетических искусств в жизни человека и общества;
• об историческом многообразии художественных культур и о месте отечественной художественной культуры в мировом историко-культурном пространстве;
• об основных направлениях и стилях в искусстве, стилевой и временной принадлежности характерных примеров из наследия мирового искусства;
• о видах пространственных искусств и делении их на три группы в зависимости от разницы в их социальных функциях: изобразительная (живопись, графика, скульптура), конструктивная (архитектура, дизайн), декоративно-прикладная и об особенностях образного языка каждой группы искусств;
• о характере связей пространственных и синтетических искусств (кино, телевидение и т.д.), специфике их образного языка;
• об изобразительном искусстве как форме художественного исследования реальности и построения мира в определенной системе ценностей;
• о том, что художественное изображение не является копией действительности, а отражает переживание художников реальности, организованное так, чтобы зритель мог понять мысли и чувства художника;
• о декоративных искусствах как способе организации социального общения и социальной среды;
• основные этапы истории развития русского и зарубежного искусства, национальные традиции в изобразительном, декоративно-прикладном искусстве, традиции и новаторства.
уметь:
• использовать языки пластических искусств и художественные материалы на доступном возрасту уровне при создании изобразительных, декоративных и конструктивных работ, фотографии и работ в синтетических искусствах;
• работать цветом, тоном, линией, пространством, формой, самостоятельно используя средства художественной грамоты;
• понимать художественно-образный язык пластических и синтетических искусств, обладать опытом восприятия и интерпретации образов художественных произведений;
• творчески относиться к собственной деятельности в различных видах пространственных и синтетических искусств;
• владеть первичными навыками изображения предметного мира (натюрморт, интерьер), природы (пейзаж), фигуры и лица человека;
• высказывать аргументированные суждения о произведениях искусства, знать произведения золотого фонда отечественного и зарубежного искусства.


Технология
знать:
• составляющие основы научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
• цели и задачи домашней экономики;
• общие правила ведения домашнего хозяйства;
• составляющие семейного бюджета и источники его дохода;
• элементы семейного маркетинга;
• место предпринимательства в экономической структуре общества, принципы и формы предпринимательства, источники его финансирования;
уметь:
• анализировать семейный бюджет;
• определять прожиточный минимум семьи, расходы учащегося;
• анализировать рекламу потребительских товаров;
• выдвигать деловые идеи;
• работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
• применять средства ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
• развивать:
 познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности средствами ИКТ.


История
знать/понимать:
• даты основных событий,
• термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников,
• результаты и итоги событий XX — начало XXI века;
• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в XX — начале XXI века; изученные виды исторических источников;
уметь:
• сравнивать исторические явления и события;
• объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
• уметь дискутировать, анализировать исторический источник;
• самостоятельно давать оценку историческим явлениям;
• высказывать собственное суждение;
• читать историческую карту;
• группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку.
• Владеть компетенциями:
 коммуникативной,
 смысловой-поисковой,
 компетенцией личностного саморазвития,
 информационно-поисковой рефлексивной компетенцией,
 учебно-познавательной и профессионально-трудовой.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
• высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Элементы продвинутого уровня включают в себя дополнительную информацию из разнообразных источников, с целью осмысления учащимися представленных в них различных подходов и точек зрения для более глубокого понимания ключевых событий истории России XX — начало XXI в., а также отработки полученных знаний в ходе решения учебно-познавательных задач.

 

Обществознание (включая экономику и право)
знать/понимать:
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
уметь:
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
• первичного анализа и использования социальной информации;
• сознательного неприятия антиобщественного поведения.


Физическая культура
знать/понимать:
• основы истории развития физической культуры в России;
• особенности развития избранного вида спорта;
• педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий;
• биодинамические особенности и содержание физических упражнений;
• физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;
• возрастные особенности ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой;
• индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма;
• укрепления здоровья и повышение физической подготовленности;
• способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила пользования спортивным инвентарем;
• правила личной гигиены, профилактика травматизма и оказания доврачебной помощи;
уметь:
• технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
• проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
• разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения;
• контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта;
• управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
• соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
• пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием.

 

Поделиться